Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Будаева С. Д.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №1. Педагогика. Педагогика. - С. 67-73.
Заглавие:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-1-67-73УДК: 159.922.736.4:37.015.3
Аннотация:
Продуктивное исследование современного подростка в ситуации перехода образования на новый уровень функционирования, естественно, предполагает выстраивание соответствующих программ, обеспечивающих целостное видение проблем исследуемого возраста. В статье реализован один из вариантов изучения проблемы с целью исследования психолого-педагогических условий развития творческого мышления подростков общеобразовательных школ Республики Бурятия. При оценке творческого мышления использованы данные методики Ф. Вильямса. Процессуальными критериями выступают беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления и богатство словарного запаса. Для об- работки материала были применены контент-анализ и корреляционный анализ. Положительными моментами являются обоснование и разработка модели неопределенной проблемной ситуации (НПС) как фактора развития творческого мышления подростков. Анализ решения неопределенной проблемной ситуации в разных экспериментальных условиях позволил констатировать неоднородность продуктивности творческого мышления. В индивидуальных решениях НПС фиксируется снижение продуктивности мышления учащихся, а введение групповых форм позволяет несколько повысить результаты. Однако в индивидуальных решениях, по сравнению с групповыми, фиксируется более высокий уровень продуктивности творческого мышления. Поэтому необходимо резюмировать, что в процессе решения НПС нужно чередовать индивидуальные и групповые формы решения.
Ключевые слова:
творческое мышление, индивидуальное решение, групповое решение, неопределенная проблемная ситуация, подростковый возраст.
Список литературы:
1. Дагбаева Н. Ж. Из опыта лучших практик Десятилетия образования в интересах устойчивого развития в российских регионах // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 1. — С.1–5.

2. Дугарова Т. Ц. Кросскультурные аспекты исследования // Личность в полиэтническом пространстве. — Улан-Удэ, 2012. — С. 149–155.

3. Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://psyjournals.ru/ mpj/2016/n1/leontiev_full.shtml.

4. Петровский В. А. Человек над ситуацией. — М.: Смысл, 2010. — 559 с.

5. Тихомиров О. К. Психология мышления: учеб. пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та,1984. — 272 с.

6. Чернецкая Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте [Электронный ресурс]. — URL: http://www.covenok.ru.