Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Кравцов А. А.
УЧЕНИК КЬЕРКЕГОРА: ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №2. Философия. Философия. - С. 157-169.
Заглавие:
УЧЕНИК КЬЕРКЕГОРА: ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-2-157-169УДК: 130.3
Аннотация:
В статье прослеживается возникновение и преобразование моральной установки «рыцаря самоотречения» в нравственную установку «рыцаря веры», предпринята попытка определить значение понятий абсурда и этической все- общности. Предметом исследования становится исключительность того случая, в который попал Авраам: нравственное повеление, сообщенное Аврааму, было в стороне от «всеобщей» этики лишь из-за того, что Бог непосредствен- но сообщил свою волю Аврааму. В качестве дополнения разбирается отличие философского устранения этического от «обыденного», приводится доказательство того, что последнее отличается крайней безосновательностью. Вопросы этики рассматриваются взаимосвязанно с вопросами онтологии, в силу чего представленная интерпретация этического учения Кьеркегора учитывает аспекты, которые часто остаются без внимания: зависимость этической установки от состояния экзистенции и возобновляемость абсолютного долга во времени. Общезначимость определяет нравственный закон как для рыцаря самоотречения, так и для рыцаря веры, различна лишь причина, по которой каждый из них выбирает следование этому закону. В обоих случаях ее стоит искать в преданности своему духу — той черте, которая отличает обывателя от рыцаря.
Ключевые слова:
нравственный долг, абсолютный долг, воля, этика, экзистенциализм, онтология, религия, самоотречение, вера, учение.
Список литературы:
1. Алейник Л. М. «Качественная диалектика» С. Кьеркегора // Вестник Российского химико-технологического университета им. Д. И. Мендеелева: гуманитарные и социально-экономические исследования. 2014. № 1. С. 4−17.

2. Богуш Н. Л. Предэкзистенциальная философия Кьеркегора // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 2. С. 96−102.

3. Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999. 222 с.

4. Бубер М. Два образа веры / под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лезова. М.: Республика, 1995. 464 с.

5. Королев К. А. Мировоззренческая ориентация на внутреннее в философии С. Кьеркегора // Булгаковские чтения. 2012. № 6. С. 145−153.

6. Куценко В. В. Экзистенциально-религиозная концепция времени С. Кьеркегора // Military and political sciences in the context of social progress / space and time — coordinate system of human society development. Лондон: Международная академия наук и высшего образования, 2012. С. 100−102.

7. Кьеркегор С. Болезнь к смерти / пер. с дат. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. 2-е изд. М.: Академический проект, 2014. 157 с.

8. Кьеркегор С. Несчастнейший // Сборник сочинений. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. 368 с.

9. Кьеркегор С. Страх и трепет / пер. с дат. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. 2-е изд. М.: Академический проект, 2014. 154 с.

10. Настин И. В. Свобода как экзистенциальная составляющая этики // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные. 2009. № 4. С. 121−129.

11. Пугацкий М. В. О диалектике С. Кьеркегора // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2012. № 10. С. 223−229.