Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Кольцова Н. З.
,
Монисова И. В.
ОБ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОЙ ДОМИНАНТЕ РОМАНА Ф. СОЛОГУБА «МЕЛКИЙ БЕС»: ТЕАТР ИЛИ КИНО? // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №3. Филология. Филология. - С. 106-118.
Заглавие:
ОБ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОЙ ДОМИНАНТЕ РОМАНА Ф. СОЛОГУБА «МЕЛКИЙ БЕС»: ТЕАТР ИЛИ КИНО?
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-3-106-118УДК: 821.161.1.0
Аннотация:
Один из выдающихся текстов Серебряного века рассматривается в статье в интермедиальном аспекте: исследуется поэтика произведения в ее соотнесении с языком театра и кино на основании анализа сценических и экранных версий романа. Высказывается предположение, что, несмотря на карнавализацию жизни у Сологуба, «театральный» язык в целом не близок его манере романиста, которую можно охарактеризовать как онирическую, тогда как условность кино с его сознательным воссозданием мира грез в большей степени отвечает представлению писателя о реальности. Делается вывод о том, что посредством интермедиального анализа проясняются многие черты стиля литературного первоисточника: в зеркале театра или кино литература познает себя.
Ключевые слова:
театр; кино; интермедиальность; поэтика; онирический; realia; realiora.
Список литературы:
Сологуб Ф. Мелкий беc. — М.: Художественная литература, 1988. — 303 с.

Родина Т. М. Достоевский: Повествование и драма. — М.: Наука, 1984. — 245 с.

Кольцова Н. З. К вопросу о жанровом своеобразии «Театрального романа» М. А. Булгакова (Булгаков и театрализация романа) // Российское историко- культурное наследие. — 2002. — № 6–7. — С. 164–171.

Павлова М. Писатель-Инспектор. Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — 994 c.

Чеботаревская Ан. К инсценировке пьесы «Мелкий бес» // О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки / cост. Ан. Чеботаревская. — СПб.: Навьи Чары, 2002.

Рудницкий К. Русское режиссерское искусство, 1908–1917 гг. — М.: Наука, 1990. — 278 c.

Ильев С. Русский символистский роман: аспекты поэтики. — Киев: Лыбидь, 1991. — 168 c.

Силард Л. Поэтика символистского романа конца XIX — начала ХХ в. (В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Белый) // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. — Л., 1984. — C. 265–280.

Шемякин А. Новая классика для новых русских // Искусство кино. — 1995. —

№ 9.

Зусева В. «Мелкий бес» Ф. Сологуба: роман, драма, фильм // Новый филоло- гический вестник. — 2009. — № 2(9). — С. 107–115.

Ромм М. Вопросы монтажа [Электронный ресурс]. — URL: http://kinoart.ru/archive/2001/12/n12-article6 (дата обращения: 10.11.16).

Интервью с Р. Виктюком [Электронный ресурс]. — URL: http://news.novgorod.ru/news/29608/ (дата обращения: 10.11.16).

URL: http://films.imhonet.ru/element/202800/gallery/ (дата обращения: 10.11.16).

URL: http://www.ekranka.ru/?id=f468 (дата обращения: 10.11.16).

URL: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/hud/3807/forum/print (дата обра- щения: 10.11.16).