Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Федотова М. Г.
,
Дмитриева А. Г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ИССЛЕДОВАНИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РОЛЕЙ // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №4. Педагогика. Педагогика. - С. 35-42.
Заглавие:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ИССЛЕДОВАНИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РОЛЕЙ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-4-35-42УДК: 378:37.013.77
Аннотация:
Статья посвящена проводимому авторами исследованию процесса адаптации перво- курсников РЭУ им. Г. В. Плеханова (экономические направления) к обучению в вузе на занятиях по иностранному языку. Целью исследования, состоящего из трех этапов, является использование в практической работе психолого-педагогических методик и технологий, способствующих скорейшей интеграции учащихся в получение нового для них вида образования — высшего. В статье авторы описывают и анализируют результаты первого этапа исследования, который направлен на выявление личностных и социальных ролей студентов при формировании малой социальной группы на базе учебной группы. Это является актуальным, так как молодые люди, поступившие в вуз на специальности экономических направлений, сталкиваются с проблемами как академического, так и личностного характера. В частности, с проблемой определения своей личностной и групповой роли. В статье также освещены методики, использованные при проведении исследования и соответствующие его цели.
Ключевые слова:
психолого-педагогические методики, адаптация, социальные роли, личностные роли, малая социальная группа, первокурсники, иностранный язык.
Список литературы:
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 318 с.

Бобиенко О. М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. — Казань, 2005. — 186 с.

Выготский Л. С. История развития высших психических функций: собр. соч. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 3.

Выготский Л. C. Психология развития человека. — М.: Смысл; Эксмо, 2003.

Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 224 с.

Гальперин П. Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения // Теории учения: хрестоматия / под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Рос- сийское психологическое общество, 1998а. — 148 с.

Гингель Е. Диалог как фактор адаптации первокурсников // Высшее образование в России. — 2007. — № 9. — С. 158–160.

Гришанов Л. К., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психологопедагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. — Кишинев, 1990. — C. 2941.

Кусакина С. Н. Психологическая готовность к обучению в вузе // Управление до- школьным образовательным учреждением. — 2011. — № 8. — C. 2437.

Дикая Л. Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. — М.: Институт психологии РАН, 2007. — С 17–41.

Дубовицкая Т. Д, Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование: электронный журнал. — 2010. —

№2.

Жиркова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как условие социально-психологической адаптации студентов // Наука и образование. — 2008. — № 2. — С. 10–13.

Карасева С. Н. Проблема адаптации первокурсников вузов к учебному процессу // Современные проблемы науки и образования. — 2005. — № 2.

Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. — СПб., 1995а.

Курц М. В. Педагогические факторы и барьеры развития способностей самоактуализации студентов в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Казань, 2010. — 23 с.

Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения // Теории учения: хрестоматия / под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Российское психологическое общество, 1998.

Медведев В. И. Адаптация человека. — СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. — 584 с.

Подойницына И. И. Адаптация студентов в новой социокультурной среде как предмет образовательного дискурса // Социальные проблемы. — 2008. — № 2: http://socprob.ru/2008/ adaptatsiya-studentov-v-novoy-sotsiokulturnoy-srede-kak-predmet- obrazovatelnogo-diskursa.html (дата обращения: 15.05.2011).

Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности / Н. А. Литвинова, Э. М. Казин, С. Б. Лурье, О. В. Булатова // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2011. — № 1. — С. 141–147.

Селезнева Н. А. К вопросу о социально-психологической адаптации студентов к условиям учебной работы в вузе // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. — 2010. — № 202. — С. 331–336.

Сиомичев А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере по- знания и общения в вузе: автореф. … канд. психол. наук. — Л., 1985. — 17 с.

Турмасова А. А., Юдеева Т. В. Особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе // Концепт. — 2016. — Т. 2. — С. 461–465.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Определение индекса групповой сплоченности Сишора // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002. — C. 179–180.

Хицкая В. Ю. Учет когнитивных стилей как средство адаптации студентов первого курса к обучению в вузе: монография. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2008. — 128 с.