Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Федоров М. А.
МАРКЕРЫ МЕТАФОРЫ «ВРЕМЯ — ЦЕННАЯ ВЕЩЬ» // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №6. Филология. Филология. - С. 31-36.
Заглавие:
МАРКЕРЫ МЕТАФОРЫ «ВРЕМЯ — ЦЕННАЯ ВЕЩЬ»
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-6-31-36УДК: 81-112.4: 130.2
Аннотация:
Метафорическое видение действительности является фундаментальным свойством человеческого разума. Мы выделяем прямую метафоризацию, которая непосредственно указывает на частичное отождествление двух объектов, и косвенную, которая приписывает характеристики одного объекта другому, тем самым уподобляя их. Многоаспектность метафоризации описывается при помощи понятия «маркер концептуальной метафоры», под которым понимается лексема, указывающая на осмысление одного объекта в терминах другого. Метафора «время — ценная вещь» достаточно широко репрезентирована в русской лингвокультуре XVIII–XIX вв. В статье рассмотрено 16 маркеров исследуемой метафоры, представляющей различные аспекты ценностного осмысления времени. В материале исследования наблюдается одновременная репрезентация разных концептуальных метафор, что свидетельствует о синкретизме восприятия категории времени и многообразном его представлении.
Ключевые слова:
концептуальная метафора; маркеры метафоры; ценностное осмысление времени; русская лингвокультура.
Список литературы:
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. URL: http://slovardalja.net/dal.php (дата обращения: 24.10.2016).

Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://ruscorpora.ru (дата обращения: 24.10.2016).

Федоров М. А. Образная составляющая концепта TIME: диахронический аспект. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. 160 с.

Федоров М. А. Культура как субъект осмысления времени // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология. 2015. Вып. 14. С. 88–92.

Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by / The University of Chicago Press, Chicago. London, 2003. 276 p.