Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество
Библиографическое описание:
ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2025. №2. . - С. 74-82.
Заглавие:
ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В данной статье представлен сравнительный анализ системы обработки учебных материалов с позиции действующего педагога и нейросети «DeepSeek». В рамках исследования был проведен опрос студентов 2-го курса педагогических специальностей Бурятского государственного университета по теме «Влияние педагога на деятельность ученика». Полученные результаты были проверены преподавателем Бурятского государственного университета и китайской нейросетью «DeepSeek». Был проведен анализ по следующим критериям: степень раскрытия темы, стиль изложения, пунктуационные и орфографические ошибки. Исследование показало, что искусственный интеллект, в частности большие языковые модели, может анализировать учебные материалы, работы студентов по определенным критериям, однако на текущее время качество про-верки не соответствует уровню человека. Определены перспективы применения больших языковых моделей в учебном процессе.
Ключевые слова:
нейросети, большие языковые модели, учебный процесс, учебные тексты, авто-матическая проверка учебных материалов
Список литературы:
1. Алешева Л. Н. Интеллектуальные обучающие системы // Вестник университета. 2018. № 1. С. 149–155. Текст: непосредственный.
2. Буканова А. А. Нейросеть как помощник педагога профессионального образования // Управление рисками в АПК. 2024. № S3(53). С. 640–651. Текст: непосредственный.
3. Зайнуллина Г. И. Цифровизация обучения иностранным языкам: от онлайн-образования до использования нейросетей // Наука и образование: взаимодействие бизнеса и общества в условиях трансформации информационных процессов и техно-логий: материалы международной научно-практической конференции: в трех частях (Казань, 1 декабря 2023 г.). Казань: Изд-во Татар. ин-та содействия бизнесу, 2023. С. 316–320. Текст: непосредственный.
4. Кацитадзе И. М., Клянина М. А. О перспективах использования нейросетей при обучении лексико-грамматическому аспекту английского языка в рамках дополнительного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2024. Т. 13, № 4(49). С. 37–41. Текст: непосредственный.
5. Козина Г. А. Применение искусственного интеллекта и нейросети для решения задач развития дополнительного профессионального образования // Модернизация
системы дополнительного профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы XXIII Международной научно-практической конференции (Челябинск, 18 ноября 2024 г.). Челябинск: Изд-во Челяб. ин-та развития образования, 2024. С. 204–209. Текст: непосредственный.
6. Кузнецов А. А. Дидактический потенциал текстовых нейросетей для гуманитарного образования // Педагогика информатики. 2024. № 1–2. С. 41–46. Текст: непосредственный.
7. Лопанова Е. В., Савина Н. В. К проблеме использования нейросетей в учебной деятельности студентов // Пространство педагогических исследований. 2024. Т. 1, № 1.
С. 23–40. Текст: непосредственный.
8. Лопатина Н. Д., Замбахидзе Л. Э. Искусственный интеллект и нейросети в образовании // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 18 декабря 2024 г.). Курск: Университетская книга, 2024. С. 339–341. Текст: непосредственный.
9. Менжевицкий М. Е. Использование нейросетей в структуре дополнительного образования // Педагогическая информатика. 2023. № 3. С. 219–224. Текст: непосредственный.
10. Моховиков М. Е., Суслова И. А. Основные тенденции применения нейронных сетей в сфере образования // Новые информационные технологии в образовании и науке: материалы XII Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25 февраля — 1 марта 2019 г.). Екатеринбург, 2019. С. 364–371. Текст: непосредственный.
11. Окунева Е. С., Бурова Т. Г. Применение нейросетей в образовательном процессе дополнительного образования // Информационные технологии в образовании. 2024. № 7. С. 226–228. Текст: непосредственный.
12. Плетнев Е. А. Работа с текстами как базовый компонент современного образования в условиях развития нейросетей // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2025. Т. 20, № 1. С. 34–42. Текст: непосредственный.
13. Рутковская И. В., Железнякова О. А., Лашутко М. М. // Применение нейросетей в образовании: перспективы и примеры использования // Физико-математическое образование: традиции, инновации, перспективы: материалы международной научно-практической конференции (Минск, 26–27 октября 2023 г.). Минск: Изд-во Белорус. гос. пед. ун-та им. Максима Танка, 2023. С. 216–219. Текст: непосредственный.
14. Стручкова К. Д. Революция информационных технологий и нейросетей в образовании // Аллея науки. 2024. Т. 2, № 1(88). С. 702–705. Текст: непосредственный.
15. Никишкин Е. В, Ларин С. Э., Белаш В. Ю. Нейросети и образование: положи-тельные и отрицательные стороны, возможности использования // Педагогический вестник. 2024. № 32. С. 54–58. Текст: непосредственный.
16. Хохлов А. В., Фурер О. В. Нейросети в образовании: инновации, перспективы и этика // Мир педагогики и психологии. 2024. № 10(99). С. 164–168. Текст: непосредственный.
17. Хрищатый А. С. Исследование использования нейросетей для анализа данных и принятия бизнес-решений: анализ эффективности использования нейросетей для обработки больших объемов данных и предоставления ценных инсайтов для принятия решений // Инновации и инвестиции. 2023. № 7. С. 294–298. Текст: непосредственный.