Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество
Библиографическое описание:
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ: ЧТО СТОИТ ЗА НЕДОПОНИМАНИЕМ И КАК ЭТО ИСПРАВИТЬ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2025. №2. . - С. 94-103.
Заглавие:
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ: ЧТО СТОИТ ЗА НЕДОПОНИМАНИЕМ И КАК ЭТО ИСПРАВИТЬ
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В статье исследуются причины возникновения конфликтов в педагогическом коллективе, а также влияние данных конфликтов на атмосферу преподавания. Ведь взаимопонимание между коллегами является ключевым фактором, влияющим на качество образовательного процесса и атмосферу в коллективе. Выборка составлена из учителей начальных классов и учителей-предметников со стажем не менее трех лет, возрасте 35–45 лет в количестве 20 человек. Для исследования мы использовали методику «Стратегии поведения личности в конфликте» К. Томаса, чтобы выявить ведущий стиль поведения в конфликтной ситуации, и Тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности» для выявления степени выраженности конфликтности личности. Исходя из результатов мы можем сказать, что большинство педагогов склонны избегать открытых столкновений в коллективе, предпочитая сглаживать острые углы. Однако наличие группы учителей с высокой конфликтностью может служить поводом для профилактической работы, направленной на формирование навыков конструктивного взаимодействия и про-движение тактики сотрудничества как наиболее продуктивной для педагогического коллектива.
Статья предназначена для педагогов, руководителей образовательных учреждений и всех, кто заинтересован в повышении эффективности профессиональных отношений в коллективе.
Ключевые слова:
конфликт, педагог, коллектив, причины, решение
Список литературы:
1. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / под редакцией Е. И. Степанова. Москва: УРСС, 2001. 457 с. Текст: непосредственный.
2. Белинская А. Б. Подготовка педагога к работе с конфликтами // Высшее образование в России. 2004. № 11. C. 96–98. Текст: непосредственный.
3. Бим-Бад В. М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2013. 422 с. Текст: непосредственный.
4. Гришина Н. В. Психология конфликта. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 464 с. Текст: непосредственный.
5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 560 с. Текст: непосредственный.
6. Ежкова Н. С., Суровцева О. Н. Конфликты в педагогических коллективах до-школьных образовательных организаций: причины и профилактика // News of Science and Education. 2018. Т. 5, № 3. С. 19–22. Текст: непосредственный.
7. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. Изд. 2, дополненное и переработанное. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 400 с. Текст: непосредственный.
8. Клименских М. В., Ершова И. А. Педагогические конфликты в школе. Екатеринбург: Урал, 2015. 76 c. Текст: непосредственный.
9. Лукин Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами: учебник для вузов. Москва: Академический проект; Гаудеамус, 2007. 799 с. Текст: непосредственный.
10. Новосельцева А. В. Управление конфликтами в педагогическом коллективе // Мир педагогики и психологии. 2016. № 3. С. 24–29. Текст: непосредственный.
11. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах, 1998. 672 с. Текст: непосредственный.
12. Стерлядева Н. А. Типичные конфликты в современных педагогических коллективах // Социодинамика. 2018. № 7. С. 1–8. URL: https://doi.org/10.25136/2409-7144.2018.7.26186 (дата обращения: 02.03.2025). Текст: электронный.
13. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. Москва: Просвещение, 1981.192 с. Текст: непосредственный.
14. Сулейманова С. М. Психологический анализ конфликтных взаимоотношений между учителем и учащимися: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 1980. 149 с. Текст: непосредственный.
15. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 250 с. Текст: непосредственный.