Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Восточный вектор: история, общество, государство

Библиографическое описание:
Дандарон М. Б.
КОНЦЕПЦИЯ «АНАТМАН» В БУДДИЗМЕ И ТЕОРИЯ «АЛАЯ-ВИДЖНЯНЫ» ВИДЖНЯНАВАДЫ // Восточный вектор: история, общество, государство. - 2023. №4. . - С. 66-75.
Заглавие:
КОНЦЕПЦИЯ «АНАТМАН» В БУДДИЗМЕ И ТЕОРИЯ «АЛАЯ-ВИДЖНЯНЫ» ВИДЖНЯНАВАДЫ
Финансирование:
Статья опубликована в рамках проекта «Философия и искусство буддизма в совре- менном мире» с использованием гранта, предоставленного Фондом содействия буд- дийскому образованию и исследованиям.
Коды:
DOI: 10.18101/2949-1657-2023-4-66-75УДК: 24-1
Аннотация:
В статье освещена одна из самых сложных в философии буддизма про- блем — теория «атман/анатман». В буддизме понятие «анатман» появляется в проти- вовес центральному понятию брахманизма «атман» и развивается в теоретическое по- ложение отказа от индивидуализации личности, провозглашения несуществования индивидуального «я». Существуют две крайности понимания проблемы ат- ман/анатман. Первая крайность — с позиций брахманизма вещи существуют посто- янно, имеют субстанциональную природу, «я» — атман существует неизменно. Вто- рая крайность — в философии махаяны, мадхьямике-прасангике — нигилистическое понимание пустотности — ничего не существует, не существует «я» индивида. С уче- том того, что в мадхьямике провозглашен срединный путь — отказ от крайностей по- нимания, ни та, ни другая крайность воззрения не являются истинными. Введение виджнянавадинами в философское поле концепции «алая-виджняны» в целом смягча- ет напряжение, возникающее в решении изложенной проблемы. Но теория «алая- виджняны» с позиции буддийского «анатаман» выглядит неоднозначно. В статье дана попытка ответить на вопрос, можно ли считать, что алая-виджняна является отвергну- тым брахманистским атманом, или это нечто другое.
Ключевые слова:
буддизм, махаяна, мадхьямика, йогочара, виджнянавада, атман, анатман, виджняна, алая-виджняна, доктринальные положения буддизма.
Список литературы:
Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: моногра- фия. Москва: Ориенталия, 2011. 448 с. Текст: непосредственный.

Бонград-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. Москва: Наука, 1980. 333 с. Текст: непосредственный.

Дандарон Б. Д. Мысли буддиста. Владивосток: Владивостокское буддийское об- щество, 1992. 179 с. Текст: непосредственный.

Дандарон Б. Д. Письма о буддийской этике. Сер. Философы России ХХ века. Санкт-Петербург: Алетея, 1997. 350 с. Текст: непосредственный.

Дандарон Б. Д. Избранные статьи; Черная тетрадь / Материалы к биографии / Ис- тория Кукунора / СумпаКенпо / составитель В. М. Монлевич. Санкт-Петербург: Евразия, 2006. 688 с. Текст: непосредственный.

Дандарон М. Б. Социальное конструирование религиозного сознания: диссерта- ция на соискание ученой степени доктора философских наук. Улан-Удэ, 2009. 228 с. Текст: непосредственный.

Лепехов С. Ю., Донец А. М., Нестеркин С. П. Герменевтика буддизма. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006. 264 с. Текст: непосредственный.

Пятигорский А. М. Мышление и наблюдение. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука- Аттикус, 2016. 544 с. Текст: непосредственный.

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного: психотехника и трансперсо- нальные состояния. 4-е изд. Санкт-Петербург: Азбука-классика: Петербургское востоко- ведение, 2005. 539 с. Текст: непосредственный.

Чандракирти. Введение в Мадхьямику / перевод с тибетского А. М. Донца. Санкт- Петербург: Евразия, 2004. 464 с. Текст: непосредственный.

Шохин В. К. Брахманистская философия. Москва: Восточная литература РАН, 1994. 355 с. Текст: непосредственный.