Восточный вектор: история, общество, государство
Библиографическое описание:
Утайшань. По следам буддистов-паломников // Восточный вектор: история, общество, государство. - 2025. №1. . - С. 57-63.
Заглавие:
Утайшань. По следам буддистов-паломников
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В данной статье рассмотрены религиозные и паломнические аспекты буддийской религиозной традиции на примере почитания святынь Утайшаня. Священные горы Утайшаня являются одними из самых четырех почитаемых мест буддистами Китая и Монголии. Испокон веков многие жители указанных стран, включая буддистов Забайкалья, поклонялись в буддийских храмах в окрестностях Утайшаня. На сегодня для поклонения едут со всего мира как к священным объектам, так и к местам отдыха максимального благоприятствования (буддийские святыни, природный и культурный ландшафт, места приобретения силы и покоя). Для буддистов-паломников особо почитаемыми являются пять священных гор/горных террас, на которых расположены буддийские храмы. Административным центром является г. Тайхуай, провинция Синьчжоу (Центральный Китай). На личном примере показаны возможности и некоторые особенности паломничества на современном этапе и апробированы все маршруты и условия, чтобы попасть в этот удивительный, буддийский мир китайско-тибетской религиозной традиции, когда и границы открыты, создаются новые объекты туристической инфраструктуры и становятся доступными священные храмы для буддистов-паломников.
Ключевые слова:
Утайшань, буддисты-паломники, горные террасы, буддийские храмы, культурный и природный ландшафт.
Список литературы:
Барадин Б. Жизнь в тангутском монастыре Лавран. Дневник буддийского палом- ника 1906–1907 гг. / Подготовка к публикации, введение, комментарий Ц. П. Ванчиковой // Буддология. 1999. № 5. 294 с. Текст: непосредственный.
«О том, как распространялось буддийское учение на бурятской земле»: к 260-летию института пандита хамбо-лам в России / Исследование, транслитерация, перевод и комментарии Ц. П. Ванчиковой; рив. ред. Б. В. Базаров; Мн-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Москва: Фонд содействия буддийскому образова- нию и исследованиям, 2024. 240 с. Текст: непосредственный.
Гомбоев Б. Ц. Святыни Утайшаня как объект изучения буддийского наследия // Oriental Studies. 2020. Т. 13, № 2. С. 385–404. Текст: непосредственный.
Доржиев А. Занимательные заметки: описание путешествия вокруг света (авто- биография) / перевод с монгольского А. Д. Цендиной; транслитерация, предисловия, комментарии; глоссарий и указатель А. Г. Сазыкина и А. Д. Цендиной. Москва: Восточная литература, 2003. 160 с. (Памятники письменностей Востока: осн. в 1965 г. / редколл.: Г. М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; CXXXIII). ISBN 5-02-018351-2 (в пер.). Текст: непосредственный.
Жамбалова С. Г. Культурное наследие Монголии: историческая преемственность. Улан-Удэ: НоваПринт, 2022. 336 с. Текст: непосредственный.
Жуковская Н. Л. Буддизм и шаманизм как факторы формирования бурятского менталитета // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / редактор Н. Л. Жуковская. Москва: Восточная литература, 2008. С. 319. Текст: непосредственный.
Жуковская Н. Л. О буддизме и буддистах. Статьи разных лет. 1969–2011. Москва: Ориенталия, 2013. 480 с. (Буддология). Текст: непосредственный.
Лепехов С. Ю. Духовная культура Китая. Энциклопедия. Москва: Восточная литература, 2007. Т. 2. Мифология. Религия. С. 629–630. Текст: непосредственный.
Михалев М. С. Великий восточный лимитроф: трансграничные народы в государственной политике России и Китая. Москва: ИДВ РАН — Вост. лит., 2022. 296 с.: ил. Текст: непосредственный.
Тарни. Приложение к книге «Жизнь Арджа-ринпоче и секрет золотой урны» / составитель буклета И. Р. Гарри; перевод с тибетского Ю. Ж. Жабон; оформление
«Буряад-Монгол ном». С. 11 // Жизнь Арджа-ринпоче и секрет золотой урны / перевод с китайского, вступительная статья, примечания, индекс И. Р. Гарри. 2-е изд., испр. и доп. Улан-Удэ: Буряад-монгол ном, 2019. 480 с. Текст: непосредственный.
Цыбиков Г. Ц. Избранные труды: в 2 томах. Т. 1. Буддист-паломник у святынь Ти- бета. Новосибирск: Наука, 1981. 265 с. Текст: непосредственный.