Восточный вектор: история, общество, государство
Библиографическое описание:
,
Китайский веер «Тысяча лиц» из собрания Кяхтинского краеведческого музея имени академика В. А. Обручева // Восточный вектор: история, общество, государство. - 2025. №1. . - С. 64-69.
Заглавие:
Китайский веер «Тысяча лиц» из собрания Кяхтинского краеведческого музея имени академика В. А. Обручева
Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-48-03025, https://rscf.ru/project/24-48-03025/.
Коды:
Аннотация:
Статья посвящена исследованию веера как особого вида китайского декоративно-прикладного искусства. Собрание памятников китайского искусства, хранящееся в Кяхтинском краеведческом музее имени академика В. А. Обручева, включает уникальную коллекцию предметов декоративно-прикладного искусства. Предметы, входящие в еѐ состав, были привезены из Китая в качестве даров, что является ценным материалом для изучения темы. Веер рассматривается не просто как модная вещь, а как предмет, далеко выходящий за рамки простого аксессуара женского костюма и обладающий вполне самостоятельным значением. Также авторы привели сведения об упоминании вееров в знаменитом классическом романе «Сон в красном тереме» («Хун лоу мэн»), который считается энциклопедией жизни цинского Китая.
Ключевые слова:
веер, Китай, декоративно-прикладное искусство, собрание, исто- рический артефакт, китайские мастера, портовый город Кантон.
Список литературы:
Крушинская Д. И. Китайская культура в современном Санкт-Петербурге. 2016. 44 с. URL: сhttps://nauchkor.ru/pubs/kitayskaya-kultura-v-sovremennom-sankt-peterburge (дата обращения: 04.11.2020). Текст: электронный.
Итс Р. Ф. Первые китайские коллекции в России // Кунсткамера. Этнографические тетради. Санкт-Петербург: Восточная коллекция, 1974. 480 с. Текст: непосредственный.
Короткова М. В. Веер в русской повседневной культуре XVIII–XIX вв. и музейно-выставочном пространстве // Культурное наследие России. 2015. № 1. С. 16–23. Текст: непосредственный.
Ло Гуаньчжун. Троецарствие: в 2 томах / перевод с китайского и комментарии В. А. Панасюка; под редакцией В. С. Соколова. Москва: Изд-во художественной литературы, 1954. Т. 2 [Главы 61–120]. 790 с. Текст: непосредственный.
Меньшикова М. Л. Китайские экспортные веера. Санкт-Петербург, 2004. Текст: непосредственный.
Протокол обыкновенного общего собрания ТКО ПО ИРГО. № 3. 13 марта 1896 г. Иркутск: Типо-литография И. И. Макушина, 1896. 46 с. Текст: непосредственный.
Протоколы обыкновенных общих собраний ТКО ПО ИРГО. № 6, 7, 8. 28 октября 1896 г. Иркутск, 1896. 32 с. Текст: непосредственный.
Рифтин Б. Л. Чжунли Цюань // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 то- мах / Ин-т Дальнего Востока; главный редактор М. Л. Титаренко. Москва: Восточная литература, 2006. 869 с.; Т. 2. Мифология. Религия / редакторы М. Л. Титаренко, Б. Л. Рифтин, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов, Д. Г. Главева, С. М. Аникеева. 2007. С. 727. URL: https://www.synologia.ru/a/%D0%A7%D0%B6%-D1%83%D0%BD%D0%BB%D0%B8_
%D0%A6%D1%8E%D0%B0%D0%BD%D1%8C. Текст: электронный.
Чижова А. С. Искусство веера в России второй половины XIX — начала XX века. URL: https://gigabaza.ru/doc/194569-p2.html (дата обращения: 25.11.2020). Текст: электронный.