Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Дугаров Б. С.
СКАЗИТЕЛЬ: САКРАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ И ГЭСЭРИАДА // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №5. Филология. Филология. - С. 212-218.
Заглавие:
СКАЗИТЕЛЬ: САКРАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ И ГЭСЭРИАДА
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-5-212-218УДК: 398.22
Аннотация:
В бурятской этнокультурной традиции эпос «Гэсэр» воспринимается как сказание божественного происхождения, поскольку в нем значительна роль тэнгриев-небожителей. Поэтому исполняли эпос те, кто знал доподлинно тэнгристскую мифологию, генеалогию шаманистских божеств, старинные обряды и сакральные тексты. Многие из прибайкальских улигершинов были потомственными шаманами. Шаманская формула избранничества распространялась и на певцов героического эпоса. Исполнение «Гэсэра» носило сакрально-культовый характер, так как стержнем сказания является образ героя как вы- ражение уранических представлений бурятских сказителей об эпическом богатыре — сыне неба.
Ключевые слова:
мифология, эпос, сказители, сакральная традиция, шама- низм, небожители, Гэсэр.
Список литературы:
1. Абай Гэсэр / вступ. ст., подг. текста, пер. и коммент. А. И. Уланова. Улан-Удэ, 1960. 209 с.

2. Абай Гэсэр-хубун / подг. текста, пер. и примеч. М. П. Хомонова. Улан-Удэ,1961. 231 с.

3. Балдаев С. П. Избранное. Улан-Удэ, 1961. 256 с.

4. Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят. Ч. 1: Булагаты и эхириты. Улан-Удэ, 1970. 363 с.

5. Басилов В. Н. Избранники духов. М., 1984. 208 с.

6. Владимирцов Б. Я. Монголо-ойратский героический эпос / пер., вступ. ст. и примеч. Б. Я. Владимирцова. Пб.; М., 1923. 255 с.

7. Жамцарано Ц. Ж. Введение собирателя // Произведения народной словесности бурят. Пг., 1918.

8. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л.,1979. 493 с.

9. Михайлов Г. И. Мифы в героическом эпосе монгольских народов // Краткие сообщ. / Ин-т народов Азии. Вып. 83: Монголоведение и тюркология. М.,1964.189 с.

10. Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск, 1987. 288 с.

11. Неклюдов С. Ю. Закономерности стадиальной эволюции эпоса Централь- ной Азии и Южной Сибири // Mongolica: памяти Б. Я. Владимирцова. М., 1986. С. 66–79.

12. Путилов Б. Н. Эпическое сказительство. Типология и этническая специфика. М., 1997. 295 с.

13. Рерих Ю. Н. Сказание о царе Кэсаре Лингском // Декоративное искусство. Диалог истории и культуры. 1995. № 1–2. С. 19–24.

14. Санжеев Г. Д. Аламжи Мэргэн. М.; Л., 1936.

15. Уланов А. И. Пеохон Петров // Бурятский фольклор. Улан-Удэ, 1968. С. 77–80.

16. Хангалов М. Н. Собр. соч. Улан-Удэ, 1958. Т. 1. 551 с.

17. Шаракшинова Н. О. Певцы улигеров // Гэсэриада: прошлое и настояшее. Улан-Удэ, 1991. С. 9–14.

18. Шерхунаев Р. А. Сказитель Пеохон Петров. Иркутск, 1969. 93 с.

19. Kara G. Chants d‘un barde mongol. Budapest: Akademiai Kiado, 1970 (Biblio- theca orientalis hungarica. T. XII). 351 р.

20. Lörincz L. Natur und Gebrauchsgegen stände als übernatüliche Elemente in den Heldenliedern von Mansut Emegenov // Documenta Barbarorum: Festschrift fur Walther Heissig zum 70. Geburtstag 1983. Otto Harassowits – Wiesbaden.