Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Тыхеев В. В.
ПОСТМОДЕРНИЗМ И РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №5. Философия. Философия. - С. 59-67.
Заглавие:
ПОСТМОДЕРНИЗМ И РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-5-59-67УДК: 291.1
Аннотация:
Статья посвящена взаимоотношениям постмодернисткого дискурса эпохи и религиозной веры в контексте нового прочтения буддийской и христианской философии. Предметом исследования является совпадение критики постмодернисткой философией «онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризма», свойствен- ной классической эпохе, включающей в себя пре-модерн и модерн (по постмодернисткой классификации эпистемологических парадигм) с эпистемологическими парадигмами буддийской и ортодоксальной томисткой (католической) философий. Аквинатом рассматривается рецепция постулата Аристотеля о том, что человеческое сознание берет все свое содержание из чувственного мира, а все богатство понятий и суждений — плод интеллектуального творчества, а не непосредственного созерцания мира идей, как полагал Платон и те, кто следовал ему; отсюда возникает вывод о практически полном совпадении предельно но- миналистической и релятивисткой постмодернисткой философии как с концеп- цией буддийского осознания иллюзорности феноменального мира, так и с док- триной Аквината о тварном бытии и деятельности человеческого сознания как сферы сугубо творческой, открытой полной свободе самоопределения и само- осознания. Христианский (и исламский, конечно) теизм и сугубо восточный (индуисткий и буддийский) пантеизм могут найти в томистком понимании Бога как Бытия всех вещей ту точку соприкосновения, на которой возможно постро- ить взаимообогащающий межкультурный диалог двух религиозных традиций. Данная томисткая концепция позволяет преодолеть противоречия религиозного и атеистического мышления; ведь и католический томизм, и безрелигиозный ра- дикальный постмодернисткий либерализм видят в человеческом существовании не что иное, как воплощенную свободу (или, по крайней мере, трагическое осознание отсутствия свободы — и в этом осознании так или иначе призыв к ней), видят в человеке высокое призвание к бесконечной творческой свободе, в которой человек является и субъектом, и объектом своего творчества.
Ключевые слова:
постмодерн; томизм; религия; христианство; буддизм; католицизм; онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм; эпистема; постмодернисткая чувствительность.
Список литературы:
Hudson W. The future of thomism: an intoducrion // Электрон- ный ресурс. Официальный сайт центра Жака Маритена. Университет Нотр Дам. URL: https://maritain.nd.edu/ ama/Hudson/Hudson04.pdf (дата обращения: 16.05.2017).

Панарин А. С. Философия истории. М.: Гардарики, 1999. С. 232.

Августин Блаженный. О граде Божием. М.: Аст, 2000. С. 195.

Деррида Ж. Письмо и различение. М.: Академический проспект, 2007. С. 319.

Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново. Брюссель: Жизнь с Богом, 2003. С. 214.

Солженицын А. Потемщики света не ищут // Литературная газета. 2003. 22 окт.

Хабермас Ю. Расколотый Запад. М.: Весь мир, 2008. С. 34.

Цендровский О. Ю. Культурно-мировоззренческие основания глобального сетевого общества XXI в. // Человек и культура. 2015. № 5. С. 57.