Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Нестеркин С. П.
ОБРАЗОВАНИЕ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №5. Философия. Философия. - С. 77-83.
Заглавие:
ОБРАЗОВАНИЕ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Финансирование:
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта «Буддизм в социально-политических и культурных процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы» № 14-18-00444.
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-5-77-83УДК: 294.321
Аннотация:
Рассматриваются основные направления развития конфессионального образования в тибетском буддизме, возникшие как ответ на глобальное распространение идеологии постмодерна в современном мире. В настоящее время развитие буддийского образования происходит в новых для него культурных условиях, где доминируют преимущественно западные образовательные стандарты. Это при- водит к необходимости адаптации традиционных стандартов в системах образования, не только адресованных западным последователям буддизма, но и ориентированных на учащихся, традиционно исповедующих буддизм в странах, подверженных процессам глобализации. Адаптация происходит в разных формах: 1) новые дисциплины дополняются к традиционному предметному содержанию при сохранении форм и методов традиционного образования; 2) набор традиционных дисциплин преподается в формах, приближенных к стандарту светского университетского образования; 3) философско-доктринальное содержание буддизма преподается в качестве светской специальности. Хотя эти тенденции в настоящее время пока еще находятся на периферии конфессионального образовательного процесса, однако, учитывая все большее распространение буддизма на Западе, а также расширяющуюся вестернизацию стран традиционного ареала его бытования, можно ожидать развитие этого неоднозначного процесса в будущем.
Ключевые слова:
буддизм; Тибет; образование; личность; традиция; Махаяна; мультикультурализм.
Список литературы:
Аюшеева Д. В. Тибетский буддизм в северной Америке // Религиоведение. 2013. № 3. С. 63–70.

Аюшеева Д. В. Становление и развитие буддийских организаций на Западе // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2013. № 2 (10). С. 141–148.

Буддизм и наука. [Электронный ресурс]. URL: http://savetibet.ru/2012/10/10/ buddhism-and-science.html. (дата обращения: 01.10.2015).

Ванчикова Ц. П., Чимитдоржин Д. Г. История буддизма в Бурятии: 1945– 2000 гг. Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Иволгинский дацан БТСР. Улан-Удэ, 2006.

Донец А. М. Срединное познание в буддийской традиции Гелуг / отв. ред. С. П. Нестеркин. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2016. 329 с.

Нестеркин С. П. Личность в буддизме махаяны. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. С. 82–113.

Нестеркин С. П. Буддизм в российской культурной среде: некоторые тенденции развития // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2006. № 1. С. 98–105.

Нестеркин С. П. Доктринальные основания формирования личности в образовательной системе буддийских монастырей // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 5. С. 185–194.

Уланов М. С. Буддизм на Западе: социокультурный анализ. Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2014.

Щербина А. В. Межконфессиональный диалог: влияние глобализации // Информация — коммуникация — общество. СПб.: Изд-во ЛЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина), 2014. Т. 1. С. 161–165.

Syllabus. Central Institute of Higher Tibetan Studies. Sarnath, Varanasi, 2000.