Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Иванова С. В.
НЕКОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ (краткий обзор) // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №7. Педагогика. Педагогика. - С. 34-41.
Заглавие:
НЕКОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ (краткий обзор)
Финансирование:
Работа выполнена по гранту РФФИ №17-06-00669/17
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-7-34-41УДК: 168:179.9
Аннотация:
Обзор подготовлен в рамках обсуждения проблемы опыта на начальном этапе выполнения научно-педагогического исследования, связанного с дидактическими условиями усвоения учащимися опыта. Опыт рассматривается как многомерное, сложное явление психической жизни человека, явление общественной жизни, фактор экономики, производственной деятельности. Для проведения педагогического исследования необходимой задачей представляется актуализация взглядов на опыт в истории науки, в историко-философском контексте. Определен вклад И. Канта в развитие материалистического представления об опыте, о наличии содержания опыта, связанного с практической и познавательной деятельностью людей. Отмечается, что для исследования в педагогике важно обратиться к трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля, концепции опыта Ж. Батая, концепции постмодернистов (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, М. Фуко). Представлено понимание опыта как важнейшего понятия теории познания, сформулированное В. А. Лекторским.
Ключевые слова:
опыт; философские концепции; научные подходы; образовательные традиции.
Список литературы:
Батай Ж. Внутренний опыт / пер. с фр., послесл. и коммент. С. Л. Фокина. СПб.: Axioma, 1997.

Бодрийяр Ж. Забыть Фуко / пер. с фр. Д. Калугина. СПб.: Владимир Даль, 2000. 160 с. (Впервые опубликовано: Baudrillard, Jean. Oublier Foucault. Paris, 1977).

Болотов В. А., Сериков В. В. Виды культурного опыта в содержании образования и новые ориентиры профессиональной деятельности учителя // Непрерывное образование учителя: теории и практика: кол. монография / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко, Е. И. Сахарчук. Волгоград: Принт, 2016. С. 41–52.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. С. 419.

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2001. §13.

Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / пер. с фр. и по- слесл. Я. И. Свирского, науч. ред. В. Ю. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Аст- рель, 2010. 895 с. (Впервые опубликовано: Deleuze, Gilles. Rhizome. Introduction. Paris, 1976).

Ильин И. П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 256 с.

Кант И. Критика чистого разума // Собр. соч.: в 8 т. М., 1994. Т. 3.

Лекторский В. А. Опыт [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия: электронная библиотека Института философии РАН. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH6743acd07bb138ec cfee67 (дата обращения: 13.11.2017).

Лехциер В. Введение в феноменологию художественного опыта. Самара: Двадцать первый век, 2002. 236с.

Милль Дж. С. Огюст Конт и его позитивизм / пер. с фр. И. Спиридонова. М.: ЛКИ, 2007. 176 с.

Неореализм. Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Сте- пин. М.: Мысль, 2000.

Павлова М. В. Философские аспекты понятия «опыт» // Актуальные задачи педа- гогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Молодой уче- ный, 2011. С. 228–233.

Тимофеева О. Постмодернизм «на троих»: критика догматического опыта [Электронный ресурс] // НЛО. 2004. № 67. URL: http://magazines.russ.ru/authors/t/timofeeva (дата обращения: 13.11.2017).

Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагоги- ки Востока и Запада: кол. монография / под ред. Н. В. Баранниковой и В. Г. Безрогова. М.: ИТИП РАО, 2013. 708 с.

Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Колледж де Франс в 1982/83 учебном году / пер. с фр. А. Погоняйло. СПб.: Наука, Ленингр. отд-ние, 2007. 680 с.