Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Халудорова Л. Е.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №7. Педагогика. Педагогика. - С. 57-64.
Заглавие:
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-7-57-64УДК: 574.71.54
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности конструирования экологической составляющей профессиональных компетенций педагога. В вводной части статьи актуализируется проблема отношений человека, общества и природы на разных этапах развития человечества, затрагивается вопрос о современном состоянии мира и развитии социоприродной среды. На основе изложенного доказывается, что необходимо совершенствование профессиональных компетенций педагога с обязательным включением экологической составляющей. В этой связи вводится и раскрывается новое понятие «сквозная экологическая компетенция педагога».
Всесторонне, полипозиционно анализируется понятие «конструирование», и с педагогической точки зрения обосновывается соотношение данного понятия с предметом исследования.
Сделан вывод о том, что процесс конструирования в излагаемом контексте рассматривается как в узком, так и в широком смысле и понимается не только как процесс углубления, расширения, упорядочения полученных знаний, но и как процесс разработки сквозной экологической компетенции педагога как системы, представляющей собой совокупность экологических компонентов всех групп (ключевых, базовых, специальных) профессиональной компетенции и общекультурной экологической компетенции педагога, включая педагогическое моделирование и педагогическое проектирование.
Ключевые слова:
экологическая компетенция; экологическая составляющая компетенций; сквозная компетенция; изменяющаяся среда; социоприродные условия; отношения человека и природы; расширение знаний; углубление знаний; разработка и создание продукта; педагогическое моделирование; педагогическое проектирование; педагогическое конструирование; конструктивизм как направление.
Список литературы:
Агопова Н. В., Быхтина Н. В. Преподаватель высшей школы: педагогические основы дополнительной квалификации. Ч. I. Основы общей педагогики: учеб. пособие. Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. 156 с.

Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 544 с.

Высоцкая С. И., Краевский В. В. Дидактические основания конструирования процесса обучения // Новые исследования в педагогических науках. 1986. № 1. С. 36.

Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего [Электронный ресурс] // Народное образование. URL: http://makarenkomuseum.narod.ru/Classics/Dewey/Dewey_Schools_of_Future.htm (дата обращения: 15.11.17).

Загвоздкин В. К. Теоретические основы обучения путем создания обучающей среды // http://www.lerner.edu3000.ru/zagvozdkin.htm (дата обращения: 15.11.17).

Интервью А. Г. Асмолова И. М. Логвиновой: Учитель — мастер порождения смыслов в школе неопределенности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4.

Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем: пер. с англ. / под ред. В. Г. Трилиса. К.: София; М.: ИД Гелиос, 2002. 336 с.

Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. 288 с.

Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. 64 с.

Кузьмина Н. В. Педагог как организатор педагогического воздействия // Основы вузовской педагогики. Л., 1972. С. 95.

Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. 480 с.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 308 с.

Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. Т. 1. С. 466.

Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин [и др.]. М.: Академия, 2002. 576 с.

Фомин А. Е. Психологические аспекты подготовки студентов к педагогическому конструированию: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 2000. 21 с.

Чошанов М. А. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // Директор школы. 2000. № 4. С. 56–62.

Яковлева Н. О. Проектирование как условие повышения качества образования // Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы науч.-практ. конф. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. Ч. 1. С. 382–384.

Bruner J. S. The Culture of Education. Harvard University Press, 1996. P. 16.

Oerter/Montada Entwicklungspsychologie. Belz, 1995.

Wendt M. Konstruktion statt Instruktion. Neue Zugaenge zu Sprache und Kultur im Fremdsprachenunterricht. Peter lang GmbH Europaeischer Verlag der Wissenschaften. Frankfurt am Main 2000. 218 s.

Wolf, Dieter (1994). Der Konstruktivismus. Ein neues Paradigma in der Fremdsprachendidaktik. Die Neueren Sprachen, 93/5: S. 407–429.