Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Гунзунова Б. А.
,
Гунзунов Б. А.
РЕГУЛЯТОРНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №7. Педагогика. Педагогика. - С. 114-121.
Заглавие:
РЕГУЛЯТОРНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-7-114-121УДК: 159.943
Аннотация:
Рассматривается вопрос взаимосвязи защитно-совладающего поведения и саморегуляции педагогических работников. Представлены результаты исследования механизмов психологической защиты и копинг-стратегий в их взаимоотношениях с процессами саморегуляции. Описано защитно-совладающее поведение как механизм системы саморегуляции субъекта педагогической деятельности. Определены различия в особенностях совладания со стрессом в эмпирической группе педагогов и у представителей несоциономических профессий. В результате показано, что сравнительная группа, не сталкивающаяся с постоянными стрессорами в повседневной профессиональной деятельности, применяет пассивные копинг-стратегии при разрешении конфликтных ситуаций. Представители несоциономических профессий, в отличие от педагогов, в меньшей степени предпочитают конструктивные модели совладающего поведения в профессиональной сфере. Педагоги с развитыми процессами саморегуляции наиболее часто используют когнитивные копинг-механизмы, направленные на проведение оценки стрессовых ситуаций. Выявлено, что доминирование успешных конструктивных моделей совладающего поведения в профессиональной деятельности педагогов в целом образует эффективные стили саморегуляции эмоционально- стрессовых состояний.
Ключевые слова:
саморегуляция; защитно-совладающее поведение; копинг-стратегии; механизмы психологической защиты; эмоционально-стрессовые состояния; педагогическая деятельность; несоциономические профессии.
Список литературы:
Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000. 507 с.

Гунзунова Б. А. Защитно-совладающее поведение как механизм системы саморегуляции в профессиональной педагогической деятельности // Современные проблемы клинической психологии и психологии личности. Новосибирск, 2017. С. 173–178.

Гунзунова Б. А. Особенности копинг-поведения педагогических работников // Евразийская парадигма России: ценности, идеи, практика. Улан-Удэ, 2015. С.183–185.

Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической деятельности: дис. … д-ра психол. наук; Иркутский гос. ун-т. Иркутск, 2007. 528 с.

Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руковод- ство. М., 2004.

Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М., 2012. С. 13.

Моросанова В. И., Фомина Т. Г. Дифференциально-регуляторные основы педагогического взаимодействия учителя // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 94–102.