Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Дагбаева Н. Ж.
,
Кибирева Е. Н.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №7. Педагогика. Педагогика. - С. 182-189.
Заглавие:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-36-00036/17- ОГОН»
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-7-182-189УДК: 371. 214: 008
Аннотация:
В настоящей статье раскрываются способы формирования межкультурной компетен- ции учащихся общеобразовательной школы с помощью программы дополнительного образования «Английский для всех» и учебно-методического комплекта «Lake Baikal Box». Дается определение межкультурной компетенции, ее структурных элементов: аффективного, включающего опыт эмоционально-оценочного отношения человека к лингвистическому, языковому и культурному взаимодействию и его субъектам; когнитивного как совокупности знаний о родной национальной культуре и культуре страны изучаемого языка, а также общих коммуникативных умений; стратегического, включающего в себя вербальные, учебные и исследовательские способы решения проблемных ситуаций.

Представлены результаты деятельности по реализации программы дополнительного образования по английскому языку, организованной по модульному принципу, в об- щеобразовательной школе сельской местности, исходя из возрастных особенностей обучающихся и опыта использования регионального учебного издания в школах республики. Авторы статьи показывают, что содержание программы и формы работы благотворно влияют на развитие мыслительных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, и в конечном итоге способствуют формированию коммуникативной компетенции и совершенствованию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения иностранному (английскому) языку. Кроме того, достигаются положительные воспитательные эффекты, содействующие формированию чувства патриотизма, гордости за свой край, уважения не только к своей, но и чужой культуре.
Ключевые слова:
межкультурная компетенция; личностные; предметные и мета- предметные результаты обучения английскому языку; программа дополнительного образования; модульный принцип обучения; проблемы обучения английскому языку в сельской местности.
Список литературы:
Богданова Е. А. Формирование персонального стиля учения младшего школьника: монография. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 128 с.

Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н. Теория и практика обучения иностранным язы- кам. Начальная школа: метод. пособие. М.: Айрис-пресс,2004. 240 с. [Электронный ре- сурс] Бесплатная библиотека SciHouse URL: https://sci.house/metodiki-obucheniya- yazyikam-scibook/mejkulturnaya-kompetentsiya-23530.html (дата обращения: 18.11.2017)

Dagbaeva N. Zh. (ред.). Lake Baikal Box. A Toolkit for Primary and Middle Grade Students. М., 2012. 240 p.

Дагбаева Н. Ж., А. Ю. Ильюшкина, М. Ф. Овчинникова. Lake Baikal Box: учеб.- метод. пособие для учителей английского языка. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. 144 с.

Митрофанова О. Д. Лингводидактические уроки и прогнозы конца XX века // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999. Доклады и сообщения российских ученых. М., 1999. С. 345–363.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего об- разования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011

№ 2357) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф.документы/922/ файл/748/ФГОС-НОО.pdf. 04.11.2017.

Филонова В. В. Межкультурная компетенция в целях обучения иностранным языкам для среднего (полного) образования (10–11 кл.) // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 102–104.

Халеева И. И. «Лингвауни» — вклад в культуру мира // ЛИНГВАУНИ-98: Третья Междунар. конф. ЮНЕСКО, Москва, 3-7 июня, 1998. М.: Изд-во МГЛУ, 2000. С. 29–34.