Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Эрдыниева В. Б.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ // Вестник БГУ. Философия. - 2018. №1. Педагогика. Педагогика. - С. 37-46.
Заглавие:
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2018-1-37-46УДК: 37.018.523:37.03
Аннотация:
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема формирования интеллектуальных умений учащихся. В статье анализируются результаты проведенного психолого-педагогического мониторинга, в котором приняли участие 603 учащихся в возрасте 11–15 лет. Данные исследования свидетельствуют о невысоком уровне сформированности интеллектуальных умений, вербально-логического мышления учащихся сельских школ. На основе анализа проведенных исследований представлена к обсуждению модель формирования интеллектуальных умений учащихся сельских школ с учетом индивидуальных и этнокультурных особенностей. Выделены этапы формирования интеллектуальных умений: диагностический, мотивационно-целевой, содержательно- деятельностный, оценочно-рефлексивный. Предлагаются критерии формирования интеллектуальных умений и их показатели, которые позволяют оценить уровень сформированности интеллектуальных умений учащихся на любом этапе обучения.
Ключевые слова:
интеллектуальные умения; формирование интеллектуальных умений; сельские школьники; учет индивидуальных и этнокультурных особенностей; модель; критерии.
Список литературы:
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Бахарева Т. И. Формирование интеллектуальных умений старших школьников в процессе внеурочной учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Челябинск, 2004. 179 с.

Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 347 с.

Венгер Л. А. Генезис сенсорных способностей. М., 1976. 256 с.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2004. 288 с.

Дугарова Т. Ц., Эрдыниева В. Б. Интеллектуально-личностное развитие подростков бурят — постановка проблемы, пути решения // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 15. С. 101–106.

Дугарова Т. Д. Кросскультурные аспекты исследования // Личность в полиэтническом пространстве. Улан-Удэ, 2012. С. 149–155.

Занков Л. В. Избранные психологические труды. М.: Новая школа, 1996. 431 с.

Зиновьев А. А. Высшее образование и логика интеллекта // Альма Матер. 2004. № 5. С. 11–13.

Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. 183 с.

Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2006. 104 с.

Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. 218 с.

Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998. 288 с.

Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Тест Векслера. Диагностика уровня развития интеллекта (детский вариант): метод. рук-во. — СПб.: ИМАТОН, 2006. 112 с.

Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.