Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Цвык И. В.
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В РУССКОЙ ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX в. // Вестник БГУ. Философия. - 2020. №2. . - С. 9-20.
Заглавие:
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В РУССКОЙ ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX в.
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2020-2-9-20УДК: 165:141.41
Аннотация:
Статья посвящена анализу учения об истине, сформулированного в рамках русской духовно-академической философии XIX в. Учение об истине разрабатывали В. Д. Кудрявцев-Платонов, Ф. А. Голубинский, Ф. Ф. Сидонский, В. Н. Карпов, С. С. Гогоцкий, М. И. Каринский и др. В структуре православного богословия центральное место занимает проблема религиозного сознания, без ее концептуального обоснования богословская мысль оказывается не способной дать содержательную трактовку целого ряда вопросов, постановка которых считается традиционно неизбежной для любой развитой религии: о реальном бытии Бога, об отношении Бога к миру и человеку, о специфике познавательных процессов, осуществляющихся в рамках религии. При этом интерпретация религиозного сознания всегда оказывается явно или неявно включенной либо в саму богословскую систему, либо в ту или иную философскую систему миропонимания, внутри которой она выступает в форме теоретического изложения и философского обоснования истинности данного вероучения. При обсуждении вопроса о возможности достижения высшей истины человеческим разумом все духовно-академические философы были едины в своем отрицании возможности рационального постижения абсолютной истины. Наиболее подробно положение об истине как совпадении сущего с должным было развито Кудрявцевым-Платоновым, который определял истину как самосогласие предмета с самим собой. Согласно духовно-академическому истолкованию, истина в мире представляет собой самосогласие и непротиворечивость предметов и явлений, что обусловлено их божественным происхождением. Таким образом, онтологическая истина, содержащаяся в предметах мира, познается человеком при помощи его познавательных возможностей, путем непротиворечивых суждений о реальности. Основным критерием истины полагалось соответствие человеческого знания сотворенной Богом реальности.
Ключевые слова:
духовно-академическая философия; истина; познание; Бог; Абсолют; В. Д. Кудрявцев-Платонов; Ф. Ф. Сидонский; С. С. Гогоцкий; Ф. А. Голубинский; В. Н. Карпов; М. И. Каринский.
Список литературы:
Гогоцкий С. С. Философский словарь, или Краткое объяснение философских и других научных выражений, встречающихся в истории философии. Киев, 1876. 144 с.

Голубинский Ф. А. Умозрительная психология. М.: Унив. тип (Катков и К°), 1871. 144 с.

Дебольский Н. Г. Лекции по метафизике. СПб.: Типо-лит. С. Ф. Яздовского, 1884. 243 с.

Зеньковский В. В. История русской философии. М.: Академический проект, 2011. 880 с.

Иннокентий, архимандрит. Лекции по догматическому и нравственному богословию // Сборник из лекций бывших профессоров Киевской духовной академии: архим. Иннокентия, прот. И. М. Скворцова, П. С. Авсенева (архим. Феофана) Я. К. Амфитеатрова, изданный по случаю 50-летнего юбилея (1819–1869). Киев: [б. и.], 1869. С. 82–94.

Каринский М. И. Об истинах самоочевидных. Изд. 2-е. Сер.: Из наследия мировой философской мысли: логика. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 200 с.

Карпов В. Н. Избранное. СПб.: Тропа Троянова, 2004. 282 с.

Коцюба В. И. Духовно-академическая философия первой половины XIX века и ее оценка в трудах отечественных и зарубежных мыслителей и исследователей. М.: Академия, 2014. 671 с.

Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения. Сергиев-Посад: 2-я Типография А. И. Сне- гиревой, 1893. Т. 1, вып. 1. 454 с.; 1893. Т. 1, вып. 2. 318 с.; 1894. Т. 3, вып. 2. 283 с.

Куценко Н. А. Духовно-академическая философия в России первой половины XIX века. Киевская и Петербургская школы. М., 2005. 144 с.

Линицкий П. И. Краткий очерк основных начал философии // Вера и разум. 1895. T. 2, ч. 2. С. 73–113.

Милославский П. А. Основания философии как специальной науки. Казань, 1883. Т. 1. 485 с.

Мысовский К. В. Религиозное чувство, вера и знание // Странник. 1863. Июнь. С. 172–194.

Пишун С. В. Теистическая концепция религии и познания Сверхсущего В. Д. Кудрявцева-Платонова // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2017. № 3. С. 123–127.

Сидонский Ф. Ф. Введение в науку философии. СПб.: Тип. Конрада Вингебера, 1833. 410 с.

Скворцов И. М. Лекция по метафизике и началам философии // Сборник из лек- ций бывших профессоров Киевской духовной академии: архим. Иннокентия, прот. И. М. Скворцова, П. С. Авсенева (архим. Феофана), Я. К. Амфитеатрова, изданный по слу- чаю 50-летнего юбилея (1819–1869). Киев: [б. и.], 1869. С. 45–55.

Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М.: Академический проект, 2017. 905 с.

Цвык И. В. Духовно-академическая философия XIX в. М.: Изд-во РУДН, 2002. 333 с.

Шевцов А. В. Логико-гносеологическое направление философии в Санкт-Петербургской духовной академии // Христианское чтение. 2017. № 1. С. 263–284.

Шевцов А. В. М. И. Каринский и русская гносеология конца XIX — начала XX века. М.: Мир философии, 2017. 303 с.

Юркевич П. Д. Философские произведения. М., 1990. 672 c.