Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Мазур Т. Г.
О ВЛИЯНИИ БУДДИЗМА НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА ЭПОХИ ТАН // Вестник БГУ. Философия. - 2020. №2. . - С. 37-45.
Заглавие:
О ВЛИЯНИИ БУДДИЗМА НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА ЭПОХИ ТАН
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2020-2-37-45УДК: 1(510) + 294.3 (510)
Аннотация:
В работе рассматривается вопрос о влиянии буддизма на политическую структуру китайского общества в эпоху Тан (618–907). На основе институционального и субстанционального подходов к социальной структуре общества выделены основные элементы политической структуры: политические институты (институт главы государства, институт исполнительной власти, институт государственной службы, институт права) и социально-политические группы (император, привилегированные сословия, непривилегированное сословие) танского общества, проанализировано влияние на них буддизма. Показано, что влияние буддизма на политическую структуру в эпоху Тан было незначительным. Буддизм не оказал существенного влияния на политические институты китайского общества, его появление не привело к образованию новой социально-политической группы и нового субъекта права в политико-правовых отношениях. В политической структуре танского общества буддизм существовал в традиционных для Китая социально-политических группах, представители которых являлись носителями его идей.
Ключевые слова:
буддизм; религия; эпоха Тан; общество; политическая структура; политический институт; институт главы государства; институт исполнительной вла- сти; институт государственной службы; институт права; социально-политическая группа.
Список литературы:
Васильев Л. С. История религий Востока. М.: Университет, 2000.

Янгутов Л. Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. Улан-Удэ: Изд- во Бурят. гос. ун-та, 1998. 160 с.

Чебунин А. В. История проникновения и становления буддизма в Китае. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2009. 278 с.

Adshead S. A. M. T'ang China: The Rise of the East in World History. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2004. 233 p.

Hartman Ch. Han Yü and the T’ang Search for Unity. Princeton: Princeton University Press, 1986. 460 p.

Халтаева О. Р. Буддизм и конфуцианство в политической практике танского Ки- тая // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Фило- софия. 2015. № 6а. С. 29–32.

Мазур Т. Г. Хань Юй и буддизм (к вопросу об индивидуальном уровне существо- вания религии в обществе) // Буддологические исследования: религиоведческий альманах. 2019. Вып. 2. С. 84–90.

Weinstein S. Buddhism under the T'ang. N. Y.: Cambridge University Press, 1987. 256 p.

Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинках в импе- рии Тан. М.: Наука, 1981. 608 с.

Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос в средние века (VII–XII вв.). М.: Наука, 1984. 336 с.

Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая М.: Восточная литература, 1999. 279 с.

Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и). Цзюани 1–8 / введ., пер. с кит. и коммент. В. М. Рыбакова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. 384 с.

Кычанов Е. И. Государственный контроль за деятельностью буддийских общин в Китае в период Тан-Сун (VII–XIII вв.) // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М.: Наука, 1987. С. 71–90.

Мартынов А. С. Буддизм и двор в начале династии Тан (VII–VIII вв.) // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М.: Наука, 1987. С. 91–108.

Зельницкий А. Д. Правовой статус даосских и буддийских священнослужителей в имперском Китае (на материале кодексов Тан и Мин) // Общество и государство в Китае. 2011. Т. 41, № 1. С. 364–368.

Зельницкий А. Д. Краткий очерк политики государства в области верований и ритуалов в Китае эпохи Тан (618–907) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.

Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2014. № 1. С. 65–75.

Полохало Ю. Н. Управление Китаем в эпоху Тан // Управленческое консультиро- вание. 2005. № 4. С. 211–216.

Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства. М.: Наука, 1983. 327 с.

Янгутов Л. Е., Халтаева О. Р. Религиозные верования в политической культуре императорского Китая Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. 156 с.

Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. 484 с.

Комиссарова Т. Г. «Монах не должен быть почтительным к императору». Из буддийской полемики в Китае в IV–V вв. // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М.: Наука, 1987. С. 47–70.

Буддизм в социокультурных и политических процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. 456 с.

Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2000. 632 с.

Корнев В. И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1987. 220 с.

Волков С. В. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке. М.: Восточная литература, 1999. 310 с.

Мартынов А. С. Основные категории классического конфуцианства // Классиче- ское конфуцианство / пер. ст., коммент. А. Мартынова и И. Зограф: в 2 т. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. Т. 1. С. 35–94.

Мазур Т. Г. Конфуцианство как идеология «служилого сословия» в сочинениях Хань Юя (768–824): автореф. … дис. канд. филос. наук. Улан-Удэ: 2003. 21 с.

Кычанов Е. И. Основы средневекового китайского права (VII–XIII вв.). М.: Наука, 1986. 264 с.

Илюшечкин В. П. Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт си- стемно-структурного анализа). М.: Наука, 1986. 397 с.