Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Дугаров Б. С.
Мотив пиршества и культа вина в бурятской Гэсэриаде (на примере интерпретации образа Хормусты) // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №2. Филология. Филология. - С. 216-222.
Заглавие:
Мотив пиршества и культа вина в бурятской Гэсэриаде (на примере интерпретации образа Хормусты)
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-2-216-222УДК: 398.22
Аннотация:
Образ Хормусты ― бог неба в мифологии монгольских народов, нашел многогранное отражение в бурятском эпосе «Гэсэр». Любопытным штрихом к «портрету» Хормусты является описание его склонности к пиршествам. В этом просматривается отражение определенных исторических реалий, связанных с культом вина и застолья у кочевников. Следует иметь в виду, что мифологема вина, или опьяняющего напитка, имеет параллели в разных мифологиях. При сравнении напрашивается вывод, что верховные боги, независимо от этнической традиции, склонны к пиршествам и застольям, и вино оказывает влияние на модель их поведения. Явление «слишком веселого» бога в бурятском эпосе отражает своеобразие этого фольклорного феномена в контексте этнокультурной тради- ции монгольских народов.
Ключевые слова:
мифология, эпос, традиция, пиршество, культ вина, небожители, мон- гольские народы.
Список литературы:
1. Абай Гэсэр / вступ. ст., подгот. текста, пер. и коммент. А. И. Уланова. ― Улан-Удэ, 1960. ― 314 с.

2. Абай Гэсэр Богдо хаан / зап. и сост. С. П. Балдаева, подгот. текста и предисл. М. И. Тулохонова, Д. Д. Гомбоин. ― Улан-Удэ, 1995. ― 521 с.

3. Волкова О. Ф. Траястринса // Мифы народов мира. ― М., 1992. ― Т. 2. ― С. 524.

4. Крамаровский М. Г. Джучидский пир // Государственный Эрмитаж. Отделу Востока 80 лет. ― СПб., 2000. ― С. 56–60.

5. Лифшиц М. А. Критические заметки к современной теории мифа // Вопросы философии. ― 1973. ― № 10. ― С. 139–159.

6. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи / пер. с монг., введ., коммент. и прил. Н. П. Шастиной. ― М., 1973. ― 439 с.

7. Мэн-да бэй-лу / пер. с кит., введ., коммент. и прил. Н. Ц. Мункуева. ― М., 1975. ― 286 с.

8. Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. ― М., 1984. ― 310 с.

9. Подгорбунский И. А. Из мифологии бурят и монголов шаманистов // Сибирский вестник, приложение к «Восточному обозрению». ― Иркутск: тип. К. И. Витковской, 1894. — № 4. ― C. 28–40.

10. Степные были и небылицы / сост., пер. Х. Мэргэн. ― Улан-Удэ, 2010. ― 334 с.

11. Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. ― М., 1982. ― 270 с.

12. Топоров В. Н. Опьяняющий напиток // Мифы народов мира.– М., 1992. ― Т. 2. ― С. 256–257.

13. Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы. ― М., 1980. ― 232 с.

14. Хангалов М. Н. Собрание сочинений.– Улан-Удэ, 1959. ― Т. 2. ― 444 с.

15. Хангалов М. Н. Собрание сочинений. ― Улан-Удэ, 1960. ― Т. 3. ― 421 с.

16. Шаракшинова Н. О. Фантастические образы врагов в героическом эпосе бурят // Фольклор народов РСФСР. ― Уфа, 1977. ― С. 19–24.