Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Ахмадулина С. З.
,
Федоров М. А.
НЕОЯЗЫЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ // Вестник БГУ. Философия. - 2020. №1. . - С. 81-87.
Заглавие:
НЕОЯЗЫЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2020-1-81-87УДК: 1:291.1
Аннотация:
Статья посвящена историко-философскому анализу неоязычества в современной России. В работе прослежен путь инкорпорации неоязыческих представлений в изменившихся политических и социокультурных условиях жизни страны в постсоветский период вре- мени. Основой неоязыческого мировоззрения выступают дохристианские языческие ве- рования древних славян, религиозные представления, заимствованные из современного оккультизма и верований других народов. Авторы приходят к выводу о том, что нео- язычники утверждают «этническую чистоту», которая предназначена противостоять ре- лятивизирующим и культурно деструктивным влияниям всех подобных зарубежных тенденций. В основе интересов неоязычников, помимо различных праздников, обрядов, лежит интерес к народной магии, который широко распространен даже среди практи- кующих христиан, и грань между оккультизмом, магией, парапсихологией и религией гораздо более размыта, чем она есть на самом деле во многих западных странах. Эта культурная преемственность является особенностью для России. Неоязычество отвечает на потребности в архаическом мышлении, реконструкции родовых связей, магии, эко- логии и новой идентичности на фоне глобальных проблем современности и в условиях глобализационных процессов.
Ключевые слова:
неоязычество; родноверие; Союз славянских общин славянской род- ной веры; П. К. Иванов; гуманизм; антигуманизм; субкультура.
Список литературы:
Ахмадулина С. З. Правовое регулирование нетрадиционных религий в России. Улан-Удэ, 2019. 280 с.

Ахмадулина С. З. Новые религиозные объединения // Религиозные организации Рес- публики Бурятия: словарь-справочник / С. В. Васильева [и др.]. Улан-Удэ, 2011. 238 с.

Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. М., 1999. Ч. 1. 244 с.

Бенуа А. Как можно быть язычником. М.: Русская правда, 2004. 240 с.

Бержье Ж., Повель Л. Утро магов / сокр. пер. с фр. Е. Патуева-Иванова. М.: Миф, 1991. 79 с.

Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука, 1986. 234 с.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1998. 160 с

Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. 279 с.

Михеева И. Б. Неоязычество как религиозно‐культурный феномен современности: проблема дефиниции [Электронный ресурс] // Ценности и смыслы. 2010. № 1. С. 81–90. URL: http://masters.donntu.org/2015/fknt/ovsianikova/library/article6.htm (дата обращения: 20.01.2020).

Напольских В. В. Заметки на полях. Неоязычество на просторах Евразии // Вестник Евразии. 2002. № 1. С. 138‒146.

Современные секты в России // Вестник Всецерковного Православного Молодежно- го движения / под. ред. С. Е. Прокофьева. Спец. вып. 1995. 80 с.

Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Культурная индустрия: просвещение как способ обма- на масс / пер. Т. Зборовской. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 103 с.

Шоню П. Во что я верую / пер. с фр. и примеч. Г. И. Семенова. М.: Русский путь, 1996. 286 с.