Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Цыренов Ч. Ц.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС РАННЕГО КИТАЙСКОГО БУДДИЗМА О ВОЗДАЯНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЧИНЕНИЯ ХУЭЙЮАНЯ «О ТРОЯКОМ ВОЗДАЯНИИ») // Вестник БГУ. Философия. - 2018. №3. Философия. Философия. - С. 43-51.
Заглавие:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС РАННЕГО КИТАЙСКОГО БУДДИЗМА О ВОЗДАЯНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЧИНЕНИЯ ХУЭЙЮАНЯ «О ТРОЯКОМ ВОЗДАЯНИИ»)
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2018-3-4-43-51УДК: 1(031)+221
Аннотация:
В статье на основе авторских переводов представлены результаты концептуального дискурс-анализа малоизученного полемического сочинения раннего китайского буд- дизма «Сань бао лунь» ( 三 报 论 , «О трояком воздаянии»), которое сыграло важную роль в процессе инкультурации буддийского вероучения в китайской социокультур-

ной среде эпохи Восточной Цзинь. Кратко изложена история создания исследуемого сочинения. Выявлены особенности религиозного дискурса и понятийного аппарата Хуэйюаня (334‒416 гг. н. э.), идеолога буддизма, основателя южнокитайского монастыря Дунлиньсы и Общества Белого Лотоса, и Дай Аньгуна (Дай Куй, 326‒396 гг. н. э.), отставного чиновника, скульптора, бывшего конфуцианца, перешедшего в буддийскую веру. Определены место и роль даосского дискурса в полемическом пространстве исследуемого текста. Установлено, что концептуальной основой нового для добуддийского Китая дискурса о воздаянии стал синтез китайских и индобуддийских элементов учения о воздаянии и теории причинности.
Ключевые слова:
ранний китайский буддизм; Восточная Цзинь (317‒420 гг. н. э.); буддийская антология «Хун мин цзи»; дискурс-анализ; Хуэйюань; Дай Куй; «Сань бао лунь»; учение о воздаянии; синобуддийский дискурс; даосский дискурс.
Список литературы:
Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая. «Ле-цзы», «Чжуан-цзы» / пер. Л. Б. Позднеевой. М.: Наука, 1967. 404 с.

Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. 240 с.

Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и Средних веков. М.: Наука, 1979. 266 с.

Люйши Чуньцю (Весны и осени господина Люя) / пер. с кит. Г. А. Ткаченко. М.: Мысль, 2010. 525 с.

Поршнева О. С. Дискурсивный анализ // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / отв. ред. А. О. Чубарьян. М.: Аквилон, 2014. С. 95.

Чжуан-цзы. Ле-цзы / пер. с кит. В. В. Малявина. М.: Мысль, 1995. 439 с.

Щуцкий Ю. К. Даос в буддизме // Религиозный мир Китая. Исследования, материа- лы, переводы (памяти Е. А. Торчинова) / под ред. И. С. Смирнова. М.: ИВКА РГГУ, 2006. С. 166‒180 (Orientalia et Classica: труды Института восточных культур и античности. Вып. 9).

Fang Litian (方立天). Xуэйюань цзи ци фосюэ (Xуэйюань и его учение о буддизме). Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 1983. 345 с.

Liebenthal, Walter. Shih Huiyuan’s Buddhism as set forth in his Writings // Journal of the American Oriental Society. 1950. Vol. 70, № 4. С. 243‒259.

Liu Lifu (刘立夫), Wei Jianzhong (魏建中), Hu Yong (胡勇) «Хун мин цзи» / иссле- дование и коммент.: в 2 т. Пекин: Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 2013. Т. 1. С. 355‒361.