Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Мешкова Л. Н.
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ // Вестник БГУ. Философия. - 2022. №4. . - С. 10-21.
Заглавие:
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Финансирование:
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14014мк «Информационное воздействие на личность в условиях цифровизации культуры и образования как импрессинг: риски и потенциал».
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2022-4-10-21УДК: 130.2 + 316.7
Аннотация:
В статье рассматривается цифровая среда как фактор процесса социализа- ции подрастающего поколения. Целью является выявление и рассмотрение тех особен- ностей цифровой культуры, которые могут способствовать или препятствовать реализа- ции творческого потенциала молодежи. Изучение этих особенностей позволит оценить, насколько возможно сформировать прогноз импрессингового воздействия цифровых ре- сурсов на личность подростка. На основе анализа эмпирического исследования были вы- явлены характеристики цифровой среды, которые выделяются самими представителями цифрового поколения как практико и ценностно значимые и которые могут создавать импрессинговые ситуации. Далее было показано, что препятствием для влияния цифровых ресурсов на раскрытие творческих возможностей подростка является ситуация неопределенности цифровой среды, обусловленная таким ее качеством, как гипертекстуальность, которая характеризуется нелинейностью, интерактивностью, динамичностью, неопределенностью автора и пользователя, асинхронностью. Указывается, что еще одним объективным препятствием для самореализации в цифровом пространстве служит цифровое неравенство, в частности, такое его проявление, как неравенство в доступе к современному оборудованию и качественной связи. Тем не менее цифровая среда обладает возможностями, что позволяет оказывать конкретное влияние на пользователей. К таковым можно отнести дизайн цифровых ресурсов, технологии сбора «больших дан- ных», что позволяет персонализировать предлагаемый контент, «сетевой эффект», осо- бенности сетевой коммуникации. Делается вывод, что сами по себе цифровые технологии являются лишь инструментами, а не фактором, определяющим творческое развитие личности.
Ключевые слова:
цифровизация, цифровая среда, интернет, социальные сети, цифровое поколение, импрессинг, киберсоциализация, гипертекстуальность, интерактивность, коммуникация.
Список литературы:
Айсина Р. М., Нестерова А. А. Киберсоциализация молодежи в информационно- коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 4. С. 42‒57. Текст: непосредственный.

Ахренова Н. А. Интернет-дискурс как гипертекст // Вестник Московского государ- ственного областного университета (электронный журнал). 2016. № 3. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 10.08.2021) Текст: электронный.

Бойд Д. Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях. Москва: Изд-во Выс- шей школы экономики, 2020. 352 с. Текст: непосредственный.

Большунова Н. Я. Возможности цифровой среды как средства актуализации внут- реннего диалога и самораскрытия личности // Самораскрытие способностей как внутрен- ний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы человека: мо- нография / ответственный редактор В. С. Чернявская; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2021. С. 177‒188. Текст: непосредственный.

Викторова Е. В. Социокультурное многообразие импрессинга: опыт типологиза- ции // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. Ч. 3, № 8(110). С. 192‒195. URL: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.110.8.113 (дата обращения: 28.08.2022). Текст: электронный.

Викторова Е. В. Цифровая культура межличностных взаимодействий и импрессинг как ее элемент // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. Ч. 2, № 9(99). С. 35‒39. URL: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.99.9.043 (дата обращения: 08.08.2021). Текст: электронный.

Елькина Е. Е. Цифровая культура: понятие, модели и практики // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2018. Вып. 2. С. 195‒

Текст: непосредственный.

Макафи Э., Бриньолфсон Э. Машина, платформа, толпа. Наше цифровое будущее. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 320 с. Текст: непосредственный.

Мешкова Л. Н. Современная цифровая среда как средство социокультурного ста- новления личности подростка // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2021. Т. 10, № 1А. С. 21‒30. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-philosophy-2021-4/a3- meshkova.pdf (дата обращения: 12.10.2022) Текст: электронный.

Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а: монография. Москва: Прометей, 2012. 212 с. Текст: непосредственный.

Солодов М. Ю. Гипертекст как предмет психологического исследования в куль- турно-деятельностной программе // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19, № 2. С. 621‒629. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26025384 (дата обращения: 02.09.2022). Текст: электронный.

Хансен А. На цифровой игре. Москва: РИПОЛ классик, 2021. 240 с. Текст: непо- средственный.

Ahn J. The Effect of Social Network Sites on Adolescents’ Social and Academic Devel- opment: Current Theories and Controversies // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2011. N 62(8). P. 1435‒1445. DOI: 10.1002/asi.21540

Flynn S. Education, Digital Natives, and Inequality // Irish Journal of Sociology. 2021. Vol. 29(2). Р. 248‒253. DOI: 10.1177/07916035211004815.

Kreslins K., Ikse M. R., Dreijers G. and Vasiljeva T. Digital Literacy, Digital Culture and Digitalization in Europe // Journal of Internet and e-Business Studies. 2021. Vol. 2022. P. 1‒6. Article ID 193158. DOI: 10.5171/2022.193158.