Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Лепехов С. Ю.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ НА АЗИАТСКОМ КОНТИНЕНТЕ // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №6. Философия. Философия. - С. 48-59.
Заглавие:
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ НА АЗИАТСКОМ КОНТИНЕНТЕ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-6-48-59УДК: 316.74
Аннотация:
В статье обсуждаются некоторые философские концепции буддизма махаяны и их прагматическое применение в практике государственного управления, экономике и идеологической сфере, что повлияло на цивилизационное развитие в азиатском континенте. Рассматриваются существующие трактовки понятий «цивилизация» и «буддийская цивилизация». Сравниваются особенности цивилизационного и мирсистемного подходов. Анализируются культурные аспекты формирования буддийской цивилизации. Исследуются экономические факторы последствий распространения буддийской цивилизации на Индостанском полуострове. Обращается внимание на концепцию взаимодополнительности «двух истин» в мадхьямике и взаимодополнительности духовной и светской власти в буддийской концепции «двух принципов». Исследуется прагматика их применения в политике отдельных азиатских государств. Делается вывод об актуальности концепции взаимодополнительности цивилизаций и безальтернативности многополярного мирового устройства в современных условиях.
Ключевые слова:
буддийская цивилизация, философские концепции буддизма Махаяны, цивилизационный и мир-системный подходы, концепции взаимодополнительности цивилизаций.
Список литературы:
1. Бира Ш. Монгольская историография. ХIII–ХVII вв. — М.: Наука, 1978.

2. Бледсо У. Динамика цивилизаций: некоторые проблемы изучения // Синтез цивилизации и культуры. — М.: ИНИОН РАН, 2004.

3. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. — М.: Наука,1985.

4. Ионов И. Н. Пути развития цивилизационного сознания в Евразии и проблема евразийства // Цивилизации. — М.: Наука, 2004. — Вып. 6.

5. История и культура Древней Индии. Тексты. — М.: Наука, 1990.

6. Лепехов С. Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.

7. Соловьев Вл. Сочинения: в 2 т. — 2-е изд. — М.: Мысль, 1990.

8. Тойнби А. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991.

9. Холл Т. Монголы в мир-системной истории // Монгольская империя и кочевой мир. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН 2004. — С. 137.

10. Шарма Р. Ш. Древнеиндийское общество. — М.: Прогресс, 1987.

11. Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск: Наука, 1993.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1991.

13. The Origins and Diversity of Axial Age Civilizations. Albany / (ed.) S. N. Eisenstadt. — N.Y.: SUNY Press, 1986.

14. Marrou H. I. The Meaning of History. — Baltimore-Dublin: Helicon, 1966.

15. Nakamura H. A. History of Developments of Japanese Thought (from 592 tо 1868). — Tokyo: Kokusai Bunka Shinkokai, 1969. — Т. 1–2.

16. Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics. — N.Y.: American Book Company, 1937–1941. — Vol. 1–4.

17. Sorokin P. A. Toynbee’s philosophy of history // Toynbee and history. — Boston: Porter Sargent, 1956. — Р. 179–181.