Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Восточный вектор: история, общество, государство

Библиографическое описание:
Дырхеева Г. А.
ДЕТСКИЙ БУРЯТСКО-РУССКИЙ БИЛИНГВИЗМ: ДИНАМИКА СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ // Восточный вектор: история, общество, государство. - 2023. №2. . - С. 20-28.
Заглавие:
ДЕТСКИЙ БУРЯТСКО-РУССКИЙ БИЛИНГВИЗМ: ДИНАМИКА СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
Финансирование:
Публикация подготовлена в рамках государственного задания («Мир человека в монгольских языках: анализ средств выражения эмотивности», №121031000258-9)
Коды:
DOI: 10.18101/2949-1657-2023-2-20-28УДК: 81’27(=512.31)
Аннотация:
В статье рассматриваются результаты проведенного в 2021 г. социологи- ческого обследования состояния бурятского языка среди детей дошкольного и школьного возраста Республики Бурятия. Результаты приводятся в сравнении с про- веденными ранее (в 2000 г.) обследованиями. Особое внимание уделено учащимся средних общеобразовательных школ, признанию ими родного языка, их языковой компетенции, сферам использования бурятского языка, эффективности его препода- вания в школе, ценностным ориентациям и языковым установкам, а также эмоцио- нально-оценочным языковым характеристикам. В целом фиксируется ухудшение языковой ситуации в детской языковой среде.
Ключевые слова:
бурятский язык, дошкольники, школьники, билингвизм, сравни- тельный анализ, родной язык, витальность языка.
Список литературы:
Алпатов В. М. 150 языков и политика: 1917–2000. Социолингвистические пробле- мы СССР и постсоветского пространства. Москва: Крафт+, Ин-т языкознания РАН, 2000. 224 с. Текст: непосредственный.

Бажеева Т. П. Социальный и языковой аспекты формирования раннего (детского) бурятско-русского и русско-бурятского двуязычия. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. 151 с. Текст: непосредственный.

Вахтин Н. Б. К типологии языковых ситуаций на Крайнем Севере. (Предваритель- ные результаты исследования) // Вопросы языкознания. 1992. № 4. С. 45–59. Текст: непо- средственный.

Вахтин Н. Б. Языки народов Севера в ХХ веке. Очерки языкового сдвига. Санкт- Петербург: Дмитрий Буланин, 2001. 338 с. Текст: непосредственный.

Гуриев Т. А. Семья и проблемы обучения родному языку // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. Москва, 1994. С. 61–64. Текст: непосред- ственный.

Дырхеева Г. А. Бурятский язык в условиях двуязычия: проблемы функционирова- ния и перспективы развития. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. 188 с. Текст: непо- средственный.

Шахнарович А. М. Раннее двуязычие: внутренний и внешний аспекты // Со- циолингвистические проблемы в разных регионах мира: материалы международной кон-

Эран Ф., Филон А., Депре К. Динамика языковой ситуации во Франции в ХХ в. // Этнографическое обозрение. 2004. № 4. С.114–119. Текст: непосредственный.