Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура (журнал закрыт)

Библиографическое описание:
Воробьева Т. А.
ЯЗЫКОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ РЕБЁНКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура (журнал закрыт). - 2019. №2. . - С. 68-74.
Заглавие:
ЯЗЫКОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ РЕБЁНКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Финансирование:
Коды:
УДК: 81'42, 81'271.1, 81'271.12
Аннотация:
В статье описываются проявления языковой рефлексии ребенка, нашедшие отражение в произведениях отечественной и зарубежной литературы. Анализируются функции текстов с языковой рефлексией: авторы включают в текст фрагменты с языковой ре- флексией ребенка с целью придать речи ребенка выразительность и индивидуальность. «Книжные» проявления языковой рефлексии подвергаются сравнению с теми, которые наблюдаются у ребенка в процессе речевого онтогенеза.
Результаты анализа произведений позволяют утверждать, что фрагменты с языковой рефлексией детей имеют большой методический потенциал для использования на уроках литературного чтения и русского языка и побуждают учащихся к размышлениям о языке, а чтение детям произведений с проявлениями детской языковой рефлексии представляет важность для речевого развития ребенка.
Ключевые слова:
онтолингвистика; метаязыковая деятельность; речевое развитие; ре- чевой онтогенез; языковая рефлексия детей; детская литература; лексико- семантический протест; исправления; самоисправления; вопросы о языке.
Список литературы:
Батюкова Н. А. Говоря современным языком (рефлексивы в современных текстах массовой информации) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2007. № 5. С. 156–161.

Батюкова Н. А. Метаязыковые средства современной публицистической и художественной речи : автореф. дис. Канд. филол. наук. М., 2009. 24 с.

Воробьева Т. А. К попытке классификации детской метаязыковой деятельности // Studia Slavica: научные труды молодых филологов. 2018. Вып. XVI. С. 124–136.

Воробьева Т. А. Метаязыковая деятельность детей: попытка классификации / Т. А. Воробьева // Языковое и литературное образование в современном обществе 2016. 2016. С. 387–392.

Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. М. : КомКнига, 2005. 320 с.

Зылевич Д. П. Особенности языка и стиля художественных произведений для детей (на материале современной детской литературы) // Веснік БДУ. Сер. 4. 2012. № 1. С. 65-69.

Дети о языке / сост. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева, Т. В. Кузьмина. СПб. : Союз, 2001. 144 с.

Дудко Е. С. Хронологически отмеченная лексика в текстах детской литературы ХХ века: проблемы динамики лексикона : автореф. дис. Канд. фил. Наук. СПб., 2010. 20 с.

Елисеева М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 173 с.

Зубова Л. В. Языки современной поэзии. М. : Новое литературное обозрение, 2010. 384 с.

Ибатуллина Г. М. Художественная рефлексия в поэтике русской литературы XIX–XX веков : автореф. дис. Д-ра филол. наук. Ижевск, 2015. 43 с.

Крюкова Т. Ш. Вот так цирк! М. : Аквилегия-М, 2013. 272 с.

Крюкова Т. Ш. Калоша Волшебника, или Занимательное пособие по правилам поведения. М. : Аквилегия-М, 2016. 256 с.

Крюкова Т. Ш. Маг на два часа. М. : Аквилегия-М, 2013. 352 с.

Крюкова Т. Ш. Чудеса не понарошку. М. : Аквилегия-М, 2018. 288 с.

Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес [Электронный ресурс] / пересказ Б. В. Заходера: URL: http://lib.ru/CARROLL/alisa_zah.txt_with-big-pictures.html (дата об- ращения: 01.02.2019).

Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка (от рождения до 8 лет). Л.: АПН РСФСР, 1948. 192 с.

А. Милн Винни-Пух и все-все-все [Электронный ресурс] / пересказ Б. В. Заходе- ра. URL: http://www.lib.ru/MILN/winnizah.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 01.02.2019).

Николенкова Л. В. Лингвистическая составляющая современной детской литера- туры о «вкусном» языке // Русская литература в формировании современной языковой личности. 2007. Т. 1. С. 83–88.

Николина Н. А. Типы и функции метаязыковых комментариев в художественном тексте // Семантика языковых единиц: докл. V Междунар. конфер. 1996. Т. 1. С. 178-181.

Овчинникова И. Г. Что такое метаязыковая способность? [Электронный ресурс]

// интернет-журнал «Филолог». 2004. № 7. URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/ do/mpub_6_139 (дата обращения: 01.02.2019).



Финн. Здравствуйте, мистер Бог, это Анна [Электронный ресурс] / перевод А. Г. Осипова. URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=135573 (дата обращения: 01.02.2019).

Черняк В. Д. Языковая рефлексия в современной прозе // Русская литература в формировании современной языковой личности. 2007. Т. 2. С. 83-87.

Шварц Е. Л. Первоклассница. 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.e- reading.club/bookreader.php/64784/Shvarc_-_Pervoklassnica.html (дата обращения: 01.02.2019).

Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Минск : Харвест, 1915/2003. 400 с.

Шумарина М. Р. Язык в зеркале художественного текста (Метаязыковая рефлексия в произведениях русской прозы) : монография. М. : Флинта: Наука, 2011. 328 с.

Carroll L. Alice’s adventures under ground. 1907 [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikisource.org/wiki/Alice%27s_Adventures_in_Wonderland_(1907) (дата обращения: 01.02.2019).

Clark E. Awareness of language: Some evidence from what children say and do [Электронный ресурс] // The Child’s Conception of Language. Berlin: Springer-Verlag, 1978. P. 105–123.

Fynn. Mister God, This is Anna. 1975 [Электронный ресурс]. URL: https://www.goodreads.com/book/show/50807.Mister_God_This_is_Anna (дата обращения: 01.02.2019).

Milne A. Winnie-the-Pooh and All, All, All. 2004 [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/987272/ (дата обращения: 01.02.2019).