Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура (журнал закрыт)

Библиографическое описание:
Тушинов Б. Л.
,
Бухоголова С. Б.
УЧЕНИЕ НОМУН-ХАНА ЖАМБАЛ ДОРЖО ГЭГЭНА, АДРЕСОВАННОЕ БУРЯТАМ // Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура (журнал закрыт). - 2020. №3. . - С. 63-70.
Заглавие:
УЧЕНИЕ НОМУН-ХАНА ЖАМБАЛ ДОРЖО ГЭГЭНА, АДРЕСОВАННОЕ БУРЯТАМ
Финансирование:
Работа выполнена в рамках государственного задания (проект «Памятники письменности народов Внутренней Азии: исследование, перевод и презентация», АААА-А19-119111300043-4).
Коды:
DOI: 10.18101/2305-459X-2020-3-63-70УДК: 930.22
Аннотация:
В статье рассматривается исторический источник на монгольской
письменности «Достигший наивысшей мудрости», автором которого является монгольский лама, иерарх буддийской сангхи Жамбал Доржо гэгэн (1886–1938),
имевший титул «Номун-хан». Анализ текста позволил установить непрерывающиеся связи монгольской сангхи с бурятским народом, вошедшим в состав Российского государства, в частности с родом хариад. Известно, что установление границ
между Монголией и Россией не стало препятствием для представителей бурятских
племен отправляться в паломничество к Богдо-гэгэну и святым местам Монголии
для поклонения, совершения подношений и получения учений, несмотря на жесткие пресечения со стороны обоих государств. Одним из таких учений, полученных
бурятами, являются наставления Жамбал Доржо гэгэна, имевшего в то время несомненный авторитет среди верующих. Они преподаны легким для понимания способом, с приведением множеств аллегорий, послуживших благоприятным условием для восприятия учения. Очевидно, послание Жамбал Доржо было его прямой
устной речью и, по сути, является фиксацией его лекции. На это указывают некоторые повторения в тексте, присущие устному воспроизведению материала. Безусловно, это сочинение служит ценным источником для получения представления
о живой традиции передачи учения от учителя к ученику и о формах распространения буддийского учения среди бурятских племен в XIX–XX вв
Ключевые слова:
Жамбал Доржо гэгэн; Номун-хан; Ламрим; Шажан; буряты; монгольско-российские отношения; бурятский род хариад; монгольские рукописи; этапы пути.
Список литературы:
1. Лама Жамбал Доржо гэгэн и его трактат «Достигший высшей мудрости» / И. Г. Актамов [и др.] // Научный диалог. 2020. № 6. С. 371–385. DOI: 10.24224/2227-1295-2020-6-371-385.

2. Большой академический монгольско-русский словарь: в 4 т. / Ё. Баярсайхан [и др.] Институт языка и литературы Академии наук Монголии; Институт языкознания РАН. М.: Academia, 2002–2003. 1901 с.

3. Жамбал Доржо гэгэн. Достигший высшей мудрости (Orui-yin degedь manglai boluγsan oruљibai, «Оройн дээдэ манлай болоhон орошобай») // Монгольский фонд Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии, тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук. M-V-100, 17 л.

4. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII–XX вв. М.: Изд-во Всесоюзной Книжной палаты, 1959. 106 с.

5. Ковалевский О. М. Монгольско-русско-французский словарь. Казань: Казанский государственный университет, 1844–1849. Т. I–III. 2690 с.

6. Нанзатов Б. З. Племенной состав бурят в XIX веке // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. 2003. С. 15–27.

7. Нанзатов Б. З. Этнический состав и расселение народов Монгольского Алтая и Прихубсугулья в начале XX века // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология». 2013. № 2(3). С. 138–151.

8. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов. Элиста: КИГИ РАН, 2016. 286 с.

9. Скрынникова Т. Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия. XVI — начало XX века. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. 104 с.

10. Цыбикдоржиев Д. Исторический фон самой знаменитой дуэли в степи [Электронный ресурс]. URL: https://yehe.asia/articles/themes/istoriya/380-historical _background_famous_duel_in_the_great_steppe/ (дата обращения: 07.10.2020).

11. Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историколингвистическое исследование. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. 664 с.

12. Цыденова Д. Ц. Похоронно-погребальный обряд агинских бурят // Проблемы истории, филологии, культуры. Магнитогорск, 2007. № 18. С. 325–346.

13. Яхонтова Н. С. Материалы О. М. Ковалевского в Отделе рукописей и документов Института восточных рукописей РАН // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2018. Т. 160, кн. 6. С. 1289–1306.

14. Byamba-yin Asaraγиi neretь-(yin) teьke. Галиглаж үгийн хэлхээг үйлдэн, эх бичгийн судалгаа хийсэн Ц. Шагдарсүрэн. Улаанбаатар, 2002.

15. Dan-Aajab, Т. BNMAU-yn Ugsaatny zьi. Khalkhyn ugsaatny zьi [The ethnography of the MPR. The ethnography of Khalkh]. Ulaanbaatar: Ulsyn khevleliin gazar, 1987. V. I.

16. Лхагважав Л. Хамба номун хан Жамбалдоржийн цадиг түүх. Улаанбаатар, 2006. 163 х.

17. Natsagdorj Tsongol B. On the people of Khariad // Etudes Mongoles et Siberiennes, Centrasiatiques et Tibetaines. Centre d`etudes mongoles et Siberiennes. 2015. V. 46. P. 1–19.