Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура (журнал закрыт)

Библиографическое описание:
Монраев М. У.
,
Лиджиев А. Б.
ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ЖИЛИЩА КАЛМЫКОВ: РЕЛИГИОЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ // Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура (журнал закрыт). - 2020. №3. . - С. 88-93.
Заглавие:
ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ЖИЛИЩА КАЛМЫКОВ: РЕЛИГИОЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Финансирование:
Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ в рамках проект № 19-012-00531 «Лексика материальной культуры калмыцкого языка: опыт этнолингвистического исследования».
Коды:
DOI: 10.18101/2305-459X-2020-3-88-93УДК: 811.512.37
Аннотация:
В работе подвергаются анализу калмыцкие слова, входящие в лексико-семантическую группу со значением «жилище». Лексика внутреннего пространства жилища исследуется с точки зрения этнолингвистики и реконструкции этнической картины мира калмыков. Авторами подчеркивается, что жилище является важной составляющей материальной культуры калмыцкого народа, оно отражает его мировоззренческую картину и соответствует национально-культурной специфике кочевого образа жизни. При этом оно представляет собой тип мобильного жилища, который был сборно-разборной конструкцией и подходил к природно-климатическим условиям. Анализ этой лексико-семантической группы позволяет реконструировать представления калмыцкого народа относительно организации внутреннего пространства дома, являющегося ключевым элементом в картине
мира этноса. Особое внимание уделяется религиозно-символической роли деталей и частей традиционного жилища калмыков.
Ключевые слова:
монгольские народы, калмыки, дом, традиционное жилище калмыков, внутреннее пространство, религиозно-символическое значение.
Список литературы:
1. Бадмаев А. А. О происхождении традиционных типов жилищ бурят // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. 2014. Т. 13, вып. 5: Археология и этнография. С. 240–247.

2. Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991. 296 с.

3. Викторова Л. Л. Монголы: Происхождение народа и истоки культуры. М., 1980. 224 с.

4. Душан У. Д. Избранные труды. Элиста: КИГИ РАН, 2016. 376 с.

5. Жуковская Н. Л. Категория и символика традиционной культуры монголов. М., 1988. 196 с.

6. Лувсанбалдан Х. Слова, обозначающие стороны света в «Джангаре» их семантика и символика // Исследования по грамматике и лексике монгольских языков. Элиста, 1985.

С. 35‒42.

7. Рассадин В. И., Трофимова С. М., Чулуунбаатар Л. Общемонгольская лексика по разделу традиционное жилище в халхаском, бурятском и калмыцком языках // Вестник КИГИ РАН. 2017. № 4. С. 134‒140.

8. Славянские древности. Этнолингвистический словарь: М., 2009. Т. 4. 656 с.

9. Содномпилова М. М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов. Улан-Удэ, 2009. 366 с.

10. Эрдэнэболд Л. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX — начало XX в.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 196 с.