Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура (журнал закрыт)

Библиографическое описание:
Имихелова С. С.
,
Ветошникова Л. Н.
ЛИРИКА Б. ДУГАРОВА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ (ВОЗМОЖНОСТИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА) // Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура (журнал закрыт). - 2016. №3. . - С. 54-62.
Заглавие:
ЛИРИКА Б. ДУГАРОВА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ (ВОЗМОЖНОСТИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА)
Финансирование:
Коды:
УДК: 82(571.54):371.32
Аннотация:
В статье рассматривается эвристическое обучение в качестве одной из новых образовательных технологий в профильной школе. Разработанная А. В. Хуторским технология позволяет найти оптимальные приемы и методы в разработке уроков литературы, а также в построении системы внеклассного чтения. На материале лирических книг народного поэта Республики Бурятия Б. Дугарова продемонстрированы возможности эвристического подхода в изучении лирики на уроках внеклассного чтения в старших классах. Предложены варианты эвристической образовательной ситуации (ЭОС), позволяющей выстроить технологию деятельности учеников, в которой конкретные образовательные результаты не определены заранее, а получены в результате открытия нового знания и создания нового образовательного продукта. Чтобы получить такой продукт, на уроке по лирике
Б. Дугарова создается ЭОС «Кочевая цивилизация и городское пространство: каково их взаимодействие в творчестве поэта?», составляется карта памяти, основанная на визуализации мышления и альтернативной записи. Ученики собирают представления, смыслы, ассоциации в такой последовательности: этимологический анализ, поиск аналогий из других предметных областей, выявление общего смысла, создание объемного представления о понятии, синтез полученных знаний. Работая с понятиями «кочевое и городское пространство», «кочевник и горожанин», «природа и цивилизация», ученики во время чтения стихотворений поэта записывают возникающие мысли, чувства, ассоциации либо выстраивают визуальные образы и в результате составляют ментальную карту, в которой содержится новое решение проблемы, сформулированной в ЭОС.
Ключевые слова:
эвристическая образовательная ситуация, ментальная карта, лирика, Б. Дугаров, лирический герой, кочевое пространство, городская цивилизация, оппозиция.
Список литературы:
1. Дугаров Б. Азийский аллюр. – Улан-Удэ: Республиканская типография, 2013. – 208 с.

2. Дугаров Б. Лунная лань. – М.: Советская Россия, 1989. – 175 с.

3. Имихелова С. С. Кем-то завещанный дар…: К 60-летию Баира Дугарова // Поэзия национального бытия. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. – С. 158–166.

4. Имихелова С. С. «Скрипичный звук придать струне волосяной»: музыка анафоры в книге Б. Дугарова «Азийский аллюр» // Байкал. – 2015. – № 6. – С. 104–110.

5. Федорова Т. В. Современные образовательные технологии на уроках литера- туры // Русская литература в России и мире: материалы междунар. науч. конф. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. – С. 286–290.

6. Хуторской А. В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. – 1998. – № 4. – С. 55–75.