Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Раднаева М. В.
,
Шибанова Ю. В.
К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №1. Педагогика. Педагогика. - С. 44-49.
Заглавие:
К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-1-44-49УДК: 378.663
Аннотация:
Статья посвящена вопросам адаптации студентов к обучению в вузе. Рассмотрены сущность и содержание понятия «адаптация», подходы к структуре и формам адаптации. В результате выявлены основные трудности адаптации первокурсников, изучены внешние и внутренние факторы, влияющие на адап-
тационный процесс, приведены данные по выявлению особенностей адаптационного процесса студентов в вузе. В статье определен комплекс психолого-педагогических условий эффективного прохождения процесса адаптации студентов на начальном этапе обучения: психолого-педагогическая диагностика;
разработка дисциплин по выбору, факультативов, направленных на формирование навыков конструктивного взаимодействия, развитие самостоятельности, рефлексии; корректировка рабочих программ дисциплин блока 1, в содержание которых можно включить информацию об организации процесса в вузе,
формах текущего, промежуточного и итогового контроля, организации самостоятельной работы студентов и т. д.; интеграция усилий Института кураторов, деканатов, студенческого самоуправления, студентов и родителей; включение в программу воспитательной работы мероприятий, направленных на
развитие молодежных инициатив (волонтерские движения, благотворительные акции, трудовые десанты).
На основе анализа исследуемой проблемы делается вывод о том, что процесс адаптации сложный и регулируемый, не сводится к прямой трансляции мировоззрения, ценностей, а рассматривается как создание условий для социализации и самореализации каждого студента, развития его индивидуальности.
Ключевые слова:
структура и формы адаптации, факторы адаптационного процесса, трудности в адаптации, условия эффективной адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе.
Список литературы:
1. Кадочкина В. Е. О понятии «адаптация студентов в вузе» // Оптимизация процесса формирования личности студента: межвуз. сб. ст. — Куйбышев, 1980. — С. 83–94.

2. Кругликов В. Н. Формирование мотивации познавательной деятельности в контекстном обучении: дис. … канд. пед. наук. — М., 1996 — 193 с.

3. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22, № 1. — С.16–24.

4. Молодин В. В., Горин С. Г. Реформирование образовательной системы и перспективы субъектности студента // Высшее образование в России. — 2014. — № 10. — С. 158–162.

5. Шевелева А. М. К вопросу об адаптации студентов первого курса к учебе в вузе // Совет ректоров. — 2014. —№ 4 — С. 55–69.