Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Архипова С. В.
Психолингвистические методы исследования образовательной лексики как способ обнаружения степени ее интериоризации // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №2. Филология. Филология. - С. 56-61.
Заглавие:
Психолингвистические методы исследования образовательной лексики как способ обнаружения степени ее интериоризации
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-2-56-61УДК: 81’23
Аннотация:
Статья посвящена изучению явления «интериоризация» и возможности обнаружения степени интериоризации образовательной лексики в сознании студентов, преподавателей системы высшего образования посредством психолингвистических методов исследования значения слова. Представлены данные двух экспериментальных процедур: тестового задания на предмет определения освоенности/неосвоенности лексики в новой номинации и свободного ассоциативного эксперимента с целью выявления психологических значений. Обращение к психологическому значению слова продиктовано пониманием природы значения с позиции деятельностного подхода, означающего, что система значений в сознании индивида не является статичной и активно «обновляется» в зависимости от вида деятельности, в которой происходит актуализация тех или иных значений. Выявлено, что степень интериоризации специальной лексики зависит от уровня развития профессиональной и языковой личности, с одной стороны, и востребованности в ее употреблении — с другой.
Ключевые слова:
интериоризация, вращивание, свободный ассоциативный эксперимент, психологическое значение.
Список литературы:
1. Асмолов А. Х. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. ― М.: Смысл, 2002. ― 480 с.

2. Архипова С. В. Лексика Болонского процесса: психолингвистический подход к обнаружению степени интериоризации: дис. ... канд. филол. наук. ― Улан-Удэ, 2013. ― 165 с.

3. Борисова Ю. А. Факторы структуры семантического поля: психолингвистическое ис- следование специальной лексики сферы финансы и банки: дис. ... канд. филол. наук. ― М., 2010. ― 165 с.

4. Выготский Л. С. Психология. ― М.: Эксмо, 2000. ― 1008 с.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. ― М.: Эксмо, 1996. ― 1136 с.

6. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Моск. гос. ун-та, 1991. ― Сер.14, № 4. ― С. 5–19.

7. Голованова Е. И. Теоретические аспекты интерпретации термина как языкового знака // Лексикология. Терминоведение. Стилистика: сб. науч. тр. ― М.; Рязань, 2003. ― С. 73–79.

8. Дашинимаева П. П. Декодирование означаемого и «сухой осадок» // Вестник Иркут. гос. лингв. ун-та. ― 2010. ― № 1(9). ― С. 180–184.

9. Леонтьев А. А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). ― М.: Смысл, 2001. ― 392 с.

10. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. ― М.: Педагогика, 1983. ― Т. 1. ― 391 с.

11. Сенющенков С.П. Типы интериоризации в теории Л. С. Выготского // Вопросы психологии. ― 2006. ― № 5. ― С. 134–143.