Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Абаев Н. В.
СИНКРЕТИЗМ ТЭНГРИАНСТВА И БУДДИЗМА В КОЧЕВНИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №3. Философия. Философия. - С. 105-118.
Заглавие:
СИНКРЕТИЗМ ТЭНГРИАНСТВА И БУДДИЗМА В КОЧЕВНИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-3-105-118УДК: 316.722
Аннотация:
В статье рассматриваются общие исторические, этногенетические, культурологические и религиозно-философские факторы, которые обусловили общность и внутреннее родство тэнгрианства и Северного буддизма Махаяны, что сыграло решающую роль в синтезе тэнгризма и буддизма в Средневековье.
Автор считает, что тэнгрианство и буддизм фактически возникли в этногенетическом и цивилизационно-культурном отношении как близкородственные религиозные традиции, корни которых уходят в первоначальную арийско-туранскую религию прамонголов и прототюрков, зародившуюся в Саяно-Алтайской этнокуль- турной зоне Южной Сибири, которая является Прародиной тюрко-монгольского тэнгрианства и так называемой религии ариев, от которой уже в Индии ответвил- ся буддизм, а также колыбелью всей евразийской кочевнической (пастушеской) цивилизации.
В статье также анализируются общие истоки туранско-арийской цивилизации, к которой принадлежат такие развитые религиозно-философские учения, как зороастризм, его особая ветвь — митраизм, тибетская религия Бон, китайский даосизм, алтайский Ак-Дян (Ак-Jang, хакас. Ак-Чаян) и бурят-монгольский вариант тюрко-монгольского тэнгрианства как синкретическая религия, сформировавшаяся в результате синтеза митраистско-зороастрийских традиций с сугубо кочевническими этнокультурными традициями.
Ключевые слова:
евразийская мегацивилизация, единство и целостность тэнгри- анско-буддийской цивилизации, туранско-арийская цивилизация, кочевническая цивилизация Евразии, зороастризм, митраизм, тибетская религия Бон, китайский даосизм, алтайский Ак-Дян (Ак-Jang, хакас. Ак-Чаян), бурят-монгольский вариант тюрко-монгольского тэнгрианства, тибетский буддизм Махаяны, эпос «Гэсэр».
Список литературы:
1. Абаев Н. В. Отражение религиозно-мифологических представлений народов Саяно-Алтая в скифо-сакской мифологии // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Политология, культурология. 2004.

2. Абаев Н. В. Небесный Змей-Дракон в воинских культах тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая и Центральной Азии // Г. Н. Потанин и народы Алтае- Саянского Горного региона: через поколение в будущее. Горно-Алтайск, 2005.

3. Абаев Н. В. Карма-йога в искусстве стрельбы из лука: некоторые метафизи- ческие и этико-психологические аспекты // Проблемы, перспективы подготовки вы- сококвалифицированных спортсменов по стрельбе из лука: материалы междунар. науч.-практ. конф. Якутск: Изд-во СВФУим. М. К. Аммосова, 2014.

4. Абаев Н. В. О культе Небесного Змея-Дракона в искусстве боевого и спор- тивного единоборства бурят-монголов // Боевые искусства и спортивные единобор- ства Востока и Запада: история, современность и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 5 июня 2014 г.). Улан-Удэ, 2014.

5. Абаев Н. В. О чем поведал Мадарский всадник участникам V Междунар. конф. по тэнгрианству в Болгарии (г. Варна) [Электронный ресурс] // Международ- ный фонд исследования Тенгри. URL: http://tengrifund.ru/madarskij-vsadnik.html

6. Абаев Н. В. Культ священных гор и тэнгрианский эпос бурят-монголов. 2-е изд., испр. и доп. Иркутск, 2015.

7. Абаев Н. В. Культ священных гор и Ехор в контексте идеи метафизического «круга» // Круговые танцы: Природа — Человек — Космос. Якутск, 2014.

8. Абаев Н. В., Дашням Л. Изучение духовно-культурных основ тэнгрианско-буддийской цивилизации Центральной и Внутренней Азии в работах У. П. Бичелдей // По мосту времени — из прошлого в будущее. Кызыл, 2014.

9. Абаев Н. В., Хобраков Ц. С. Бурят-монгольская школа единоборства «Шонын-баша» — «Стиль Небесного Волка» / отв. ред. Н. В. Абаев. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015.

10. Абаева Л. Л. Этническая культура монгольских народов в контексте буддий- ских традиций и современной науки // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. Вып. 6

11. Абаева Л. Л. Религиозная культура монгольских народов в пространстве и времени // Олон улсын монголч эрдэмтдийн Х Их Хурлынилтгэлууд. — Iботь. Ула- анбаатар хот, 2012 он.

12. Аbaeva L. Religious indentity of indigenous peoples in Central Asia and Siberia in the modern time // (Karadeniz) Black Sea. 2013. Vol. 19.

13. Аверьянов Б. В., Абаев Н. В. Митраизм в символике Мадарского всадника (по материалам V Международной конференции по тэнгрианству в Болгарии) // Межкультурная коммуникация: основы дидактики. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун- та, 2015.

14. Аверьянов Б. В., Абаев Н. В. Хас-тамга в бурят-монгольском тэнгрианстве в период квантового перехода [Электронный ресурс] // Asia Russia Daily. URL: http://asiarussia.ru/articles/9161/ (дата обращения: 19.09.2015).

15. Байжумин Ж. История рождения, жизни и смерти пастуха Авеля. Арийский лексикон. Алматы, 2009. Кн. 1–2.

16. Байжумин Ж. Туран. Взгляд на историю человеческого общества. Алматы,2012. Тетр. 1–4.

17. Балданжапов П. Б. Заметки о топонимике Забайкалья // Этнографический сборник. 1960. Вып. 1.

18. Балданжапов П. Б. Алтан Тобчи. Улан-Удэ, 1970.

19. Илиев А. Л. Тангра и болгары // Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Батор, 9–10 октября 2013 г.). Улан-Батор, 2013.

20. Коваль А. С. Симаргл или Василевс (Посланник между небом и землей) // Международный фонд исследования Тенгри. URL: http://tengrifund.ru/simargl-ili- vasilevs.html

21. Коновалов П. Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье). Улан-Удэ, 1999.

22. Котожеков А. И. «Алтын Арчол» как понятие высшего пути в тенгрианстве // Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: ма- териалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Батор, 9–10 октября 2013 г.). Улан-Батор, 2013.

23. Абаев Н. В., Аверьянов Б. В. Принципы единства и целостности тэнгриан- ско-буддийской цивилизации // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2003. № 3. С. 12–13.

24. Котожеков А. И. Астория (Ас Тѐѐри) [Астара м удурicтi — асская мудрость]. Абакан: Дом литераторов Хакасии, 2015.

25. Малявкин А. Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Новоси- бирск, 1989.

26. Миронова В. Ю. Мир после квантового перехода // [Электронный ресурс] // Школа звездных врат. URL: http://www.vrata11.ru/index.php?Itemid=33&catid=13:2011-03-15-23-51-0&id=882:2014-&option=com_content&view=article(дата обращения: 23.11.2014).

27. Нейкова Р. Не унижайте наших богов… // Тенгрианство и эпическое насле- дие народов Евразии: истоки и современность: материалы IV Междунар. науч.- практ. конф. (г. Улан-Батор, 9–10 октября 2013 г.). Улан-Батор, 2013.

28. Федорова Л. В. Идеи тенгрианства и сакральность института власти // Тен- грианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: материа- лы IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Батор, 9–10 октября 2013 г.). Улан- Батор, 2013.

29. Федорова Л. В., Сакральное в идеологии евразийства: автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2013.

30. Федорова Л. В., Абаев Н. В. Тэнгрианство и «шаманизм»: принципиальные различия стадиально-типологических форм религии // Социальные процессы в со- временной Западной Сибири: сб. науч. трудов. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012. Вып. 13.

31. Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ, 1972.

32. Чагдуров С. Ш. Поэтика Гэсэриады. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1993.

33. Чагдуров С. Ш. Происхождение Гэсэриады. Новосибирск, 1980.

34. Чагдуров С. Ш. Эргунэ-хун — прародина монголоязычных родов и племен // Международный конгресс монголоведов (г. Улан-Батор, август 1997 г.). М., 1997.

35. Чагдуров С. Ш. Горная Бурятия — прародина всех монголов // Филологиче- ский сборник. — Улан-Удэ, 1999.

36. Mavrov S. Kholobar. The secrets of Tangraism. Varna: Dangrafik, 2007.