Вестник БГУ. Философия
Библиографическое описание:
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ ТРУДОВОЙ ТЕМАТИКИ // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №4. Педагогика. Педагогика. - С. 36-44.
Заглавие:
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ ТРУДОВОЙ ТЕМАТИКИ
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В статье излагаются материалы исследования развивающего обучения дошкольников. Раскрывается влияние системных знаний о труде взрослых на развитие игр детей дошкольного возраста, развитие у дошкольников позиции субъекта игровой деятельности. Результаты исследования свидетельствуют, что каждый новый уровень освоения детьми системных знаний о труде взрослых обеспечивает становление и развитие нового уровня отражательных игр детей. Соответствующие системные знания приводят к появлению сначала предметных, затем сюжетных игр. Далее дети осваивают индивидуальные сюжетно-ролевые игры и, наконец, коллективные сюжетно-ролевые игры одной группы детей и нескольких играющих подгрупп. При этом идет развитие субъектной позиции детей в игре от позиции субъекта осознанных обобщенных игровых действий до позиции субъекта коллективных игр, субъекта осознанного ролевого, а затем и реального общения, отношений.
Приведенные материалы контрольного этапа работы позволяют говорить о становлении у детей экспериментальной группы основных характеристик субъекта деятельности, а именно: возникновении у старших дошкольников потребности и способности к самоизменению, совершенствованию.
Ключевые слова:
системный подход, развивающее обучение, деятельность, труд взрослых, сюжетно-ролевые игры, системные знания, позиция субъекта деятельности, самоизменение.
Список литературы:
1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. ― М.: ИНТОР, 1996. ― 544 с.
2. Хайдурова И. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) системы первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире: автореф. дис ... канд. пед. наук. ― Л., 1975. ― 17 с.
3. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова [и др.]. ― СПб., 2014. ― 280 с.
4. Стрекаловская М. М. Развитие игр дошкольников под влиянием системных знаний о труде взрослых. ― Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2003. ― 148 с.
5. Логинова В. И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: автореф. дис ... д-ра пед. наук. ― Л., 1984. ― 39 с.