Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Янгутов Л. Е.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БУДДИЗМА С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ В ПЕРИОД ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. Ч. 1. КИТАЙ И ТИБЕТ // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №5. Философия. Философия. - С. 118-128.
Заглавие:
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БУДДИЗМА С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ В ПЕРИОД ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. Ч. 1. КИТАЙ И ТИБЕТ
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта «Буддизм в социально- политических и культурных процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы», № 14-18-00444
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-5-118-128УДК: 294.3
Аннотация:
В статье рассматриваются принципы взаимоотношения буддизма с государ- ственной властью в период его распространения в странах Восточной и Цен- тральной Азии — в Китае, Тибете, Монголии и восточной части России — Буря- тии. Рассматриваются экономические и социальные причины становления буд- дизма в Китае, отношение к буддизму со стороны власти в периоды Вэй, двух Цзинь — Западной и Восточной, противостояние аппарата власти и буддийской сангхи. Дается обоснование идеологической востребованности буддизма в пери- од Восточной Цзинь, отношение к буддизму в танский период, использование ценностей буддизма правящими кругами танского Китая в качестве проводника его внутренней и внешней политики. Проводится сравнительный анализ прин- ципов взаимоотношения буддизма с государством в Китае и странах Централь- ной Азии. Анализируется роль буддизма в становлении тибетского государства, выбор пути развития буддизма в Тибете после диспута в Самье, анализируется его политическая история, связанная с формированием буддийских школ, вклю- чившихся в междоусобную борьбу за власть, показано влияние школы Гелуг на политическую культуру Тибета, а также Монголии и Бурятии. Рассматривается влияние буддизма на идеологию Алтан-хана, в его стремлениях объединения Монголии. Показано использование буддизма маньчжурскими завоевателями для укрепления своих социальных и политических позиций в Монголии, а также влияние буддизма Монголии на становление буддизма в Бурятии, поддержка царским правительством становление буддизма в Бурятии и формирования буддийской церкви на территории восточной части России.
Ключевые слова:
буддизм; религия; сангха; монашество; государство; власть; идеология; политика; культура.
Список литературы:
Абрамов В. А. Глобализирующийся Китай. Грани социокультурного измере- ния. М., 2010. 239 c.

Андросов В. П. Первые шаги индийского буддизма в Тибете (VII–VIII вв.) / URL: http://www.buddhism.ru/pervyie-shagi-indiyskogo-buddizma-v-tibete-vii-viii-veka.

Будон Ринчендуб. История буддизма / пер. с тиб. Е. Е. Обермиллера; пер. с англ. А. М. Донца. — СПб.: Евразия, 1999. 336 c.

Вэй Даожу. Хань Вэй лян Цзинь Наньбэйчао фоцзяо сюйянь // Фоцзяо вэнь- хуа яньцзю (Ведение в изучение буддизма периода Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных царств // Исследование буддийской культуры). Нанкин, 2017. № 3. С. 221–231.

Герасимова К. М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков. Улан-Удэ, 1957. 160 c.

Гуанхунминцзи // Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936. Л. 137.

Гулгенова А. Ц. Кунчен Жамьян Шадпа Дорже (1648–1722) в истории рели- гиозно-философской мысли тибетского буддизма. Улан-Удэ, 2016. 274 c.

Дугаров Р. Н. Очерки средневековой истории Кукунора. Улан-Удэ, 2003. 122 с.

История Монгольской Народной Республики. М.: Наука, 1967. 537 с.

Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934.

История Востока. Восток на рубеже Средневековья и Нового времени ХVI– ХVIII вв. М., 2000. Т. 3. 696 c.

Кычанов Е. И. Очерк истории Тангутского государства. М., 1968. С. 286–287.

Ламаизм в Бурятии XVIII — начала XX в. Структура и социальная роль куль- товой системы. Новосибирск: Наука, 1983. 240 с.

Мартынов А. С. Конфуцианство, буддизм и даосизм в эпоху Мин // История и культура Китая. М., 1974. С. 310–311.

Моу-цзы. Лихолунь (Трактат о разрешении сомнений) // Хунминцзи (Собра- ние [сочинений] поясняющих и разъясняющих [смысл буддийского учения] ). Шан- хай, 1936.

Пчелов Е. Российские государи и российский буддизм // Легшед. 2009. Вып. 5.

Тан Юнтун. Хань Вэй лян Цзинь Наньбэйчао фоцзяоши. Пекин (История буддизма периодов Хань, Вэй, двух Цзинь и Южных и Северных царств). 1963. Т.1.

Фань Е. Хоу-Хань шу (История поздней династии Хань) / пер. В. С. Таскина. Т. 1–12. Пекин, 1982.

Хуэй-цзяо. Гао сэнь чжуань (Жизнеописания достойных монахов) / пер. с кит., исслед., коммент. и указатели М. Е. Ермакова: в 3 т. Т. I (Раздел 1: Переводчики) / отв. ред. Л. Н. Меньшиков. М., 1991. 251 с.

Чимитдоржиев Ш. Б. Начало распространения буддизма в Бурятии// Бурят- ский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ. С.18-19.

Чжунго фоцзяо тунши (Всеобщая история китайского буддизма). Цзянсу, 2010. Т. 1. 621 с.

22. Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм ). Шанхай, 1996. 245 с.

Бира Ш. Монгольская историография (ХIII–ХVII вв.). М., 1978. 320 с.

Ch’en K. K. The Chinese transformation of Buddhism. Princeton, 1973. C. 70–71.

Ruegg D. S. The Buddhist Philosophy of the Middle: Essays on Indian and Tibetan Madhyamaka. Boston: Wisdom Publications, 2010. P. 253.

Sagaster К. The History of Buddhism among mongols // The Spread of Buddhism. Leiden; Boston: Brill, 2007. Р. 390.

Zürcher E. The Buddhist Conquest of China: The Spread and Adaptation of Bud- dhism in Early Medieval China. Third Edition with a Foreword by Stephen F. Teiser. Leden: Brill, 2007.