Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Серебрякова З. А.
ТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В РАННЕМ БУРЯТСКОМ РОМАНЕ // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №6. Филология. Филология. - С. 145-150.
Заглавие:
ТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В РАННЕМ БУРЯТСКОМ РОМАНЕ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-6-145-150УДК: 821.0
Аннотация:
В статье анализируется тема художественного творчества в бурятском романе конца 1940 — начала 1950-х гг. Обращение бурятского романа уже на началь- ном этапе его развития к теме художественного творчества свидетельствует о том, что, несмотря на идеологический диктат, проявлявшийся, в частности, в доминировании коллективного начала над личным, писателям удавалось пре- одолевать нормативность социалистического реализма, проявляя собственные мысли и чувства, собственную индивидуальность и утверждая в произведени- ях самоценность личности. Народные песни, выражающие общественное мне- ние о людях и событиях, передающие лирическое настроение персонажей, вплетены в художественную ткань романов «Степь проснулась» Ж. Тумунова и «На утренней заре» Х. Намсараева. Роман «Доржи, сын Банзара» Ч. Цыден- дамбаева пронизан духом народного творчества, идеей одаренности, талант- ливости народа, который проявляется в образах сказителя, художника, музы- канта и других творцов из народа. Центральным героем романа «Золотой дождь» Ж. Тумунова является профессиональный художник, вот почему од- ной из ведущих выступает проблема миссии художника на земле.
Ключевые слова:
бурятский роман; художественное творчество народа; народная песня; романный герой; образ художника; творческая индивидуальность; личностное начало.
Список литературы:
Базаров Б. В. Общественно-политическая жизнь 1920–1950-х годов и разви- тие литературы и искусства Бурятии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. 193 с.

Гюнтер Х. Жизненные фазы соцреалистического канона // Соцреалистиче- ский канон / сб. ст. под общ. ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. С. 281–288.

Дугар-Нимаев Ц.-А. Жамсо Тумунов: краткий библиографический очерк. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1960. 156 с.

Ковский В. История подлинная и мнимая // Избавление от миражей. Соцре- ализм сегодня. М.: Сов. писатель, 1990. С. 270–294.

Лахусен Т. Соцреализм в поисках своих берегов: несколько критических замечаний относительно «исторически открытой эстетической системы правдивого изображения жизни» // Соцреалистический канон: сб. ст. / под общ. ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. C. 523–536.

Намсараев Х. Н. На утренней заре / авториз. пер. с бурят. М. Степанова. М.: Сов. Россия, 1978. 208 с.

Осорова С. Г. Психологическое мастерство Х. Намсараева в романе «На утренней заре» // Творчество Х. Намсараева. Улан-Удэ: БНЦ СО АН СССР, 1991. C. 72–77.

Тумунов Ж. Т. Золотой дождь / пер. с бурят.-монг. И. Луговского. Улан- Удэ: Бурят-монг. кн. изд-во, 1958. 288 с.

Тумунов Ж. Т. Степь проснулась / авториз. пер. с бурят. А. Митрофанова и С. Родова. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972. 366 с.

Цыдендамбаев Ч. Доржи, сын Банзара / авториз. пер. с бурят. М. Степанова. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1969. 421 с.