Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Монисова И. В.
,
Сырысева Д. Ю.
О МУЗЫКАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ В РОМАНЕ С. ЮЗЕЕВА «НЕ ПЕРЕБИВАЙ МЕРТВЫХ» // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №6. Филология. Филология. - С. 163-170.
Заглавие:
О МУЗЫКАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ В РОМАНЕ С. ЮЗЕЕВА «НЕ ПЕРЕБИВАЙ МЕРТВЫХ»
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-6-163-170УДК: 821.512.145
Аннотация:
В основе статьи — доклад авторов на II Международной научной конференции
«Современное искусство Востока: ключевые процессы, методы изучения, про- блемы музеефикации» (Москва, 17‒20 октября 2017 г.). В аспекте синтеза ис- кусств анализируется роман современного татарского прозаика и кинорежис- сера Салавата Юзеева «Не перебивай мертвых» (2015), в котором важную роль играет музыкальная и кинематографическая составляющие. Исследуются музыкальные образы, лейтмотивы и ритмы, которые проявляются как на уровне идейно-смысловом и сюжетно-композиционном, так и на уровне микропоэтики. Некоторые структурные особенности романа отсылают к сонатной форме. Ритм фразы, звукопись также указывают на синтетический характер текста. Сонатная форма, проступающая на разных уровнях повествования в романе, помогает автору подчеркнуть и «ритмизировать» вечное противоборство добра и зла на фоне времени и вечности, придать этому противостоянию универсальный характер.
Ключевые слова:
синтез искусств; музыкальная структура; лейтмотив; ритм; макропоэтика; микропоэтика; сонатная форма; проза кинематографиста.
Список литературы:
Асеева С. Музыка в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» как интер- медиальный и философский компонент // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. Филологи- ческие науки. 2016. № 2. С. 155–160.

Зайнуллина Г. Синтез документального и художественного в романе Салата Юзеева «Не перебивай мертвых» // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве. 2011. Вып. 3. С. 400–407.

Исаева Е. Как граф Толстой слышал Бетховена или почему все-таки «Крей- церова соната» [Электронный ресурс] // Израиль. XXI век. Муз. журнал. 2012. № 32 (март). URL: http://www.21israel-music.net/Kreizerova_sonata.htm (дата обращения: 15.07.2017).

Кац Б. Музыкальные ключи к русской поэзии: Исследовательские очерки и комментарии. СПб.: Композитор, 1997. 272 с.

Кремлев Ю. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966. 62 с.

Махов А. Musica Literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике: монография. М.: Intrada, 2005. 224 с.

Миннегулов Х. Татарская литература и восточная классика: Вопросы взаи- мосвязей и поэтики. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1993. 381с.

Рассказова Л. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в расска- зе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. 2007. № 7. С. 8–12.

Руколеева Р. «Соната в прозе»: гармония слова и музыки в творчестве Гер- мана Гессе // Дискуссия: Политематический журнал научных публикаций. 2011.

№ 1. С. 53–63.

Соната // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 672 с.

Фортунатов Н. М. Музыкальность прозы Чехова // Фортунатов Н. М. Пути исканий: о мастерстве писателя. М.: Сов. писатель, 1974. 239 с.

Юзеев С. Не перебивай мертвых: роман, рассказы, пьеса. Казань: Татар. кн. изд-во, 2015. 384 с.