Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Байрамкулова Л. К.
ГОТИЧЕСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В КИНОПРОЧТЕНИЯХ «ГРОЗОВОГО ПЕРЕВАЛА» Э. БРОНТЕ // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №6. Филология. Филология. - С. 178-187.
Заглавие:
ГОТИЧЕСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В КИНОПРОЧТЕНИЯХ «ГРОЗОВОГО ПЕРЕВАЛА» Э. БРОНТЕ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-6-178-187УДК: 821.111.0
Аннотация:
В статье анализируются два художественных фильма, представляющих собой экранизации романа Эмили Бронте «Грозовой перевал». Это 5-серийный фильм телеканала BBС (1978 год, реж. П. Хаммонд) и кинофильм «Грозовой перевал Эмили Бронте» (1992, реж. П. Космински). Автор ставит перед собой цель доказать, что экранная трансформация способствует выявлению глубин- ных смысловых структур литературного претекста, отсылающих к жанру го- тического романа и, шире, к формам, порожденным предромантическим и романтическим художественным сознанием. Благодаря своему телевизионному происхождению экранизация П. Хаммонда придает фотографическую наглядность той стихии первобытной жестокости, которая царит в романе. Различные элементы поэтики романа экранизация «мифологизирует», преобразует в символы, что делает зримой, рельефно выпуклой готическую природу этих элементов. Сопоставляя два фильма, автор исследования показывает, что киноверсия и телеверсия создают различные прочтения текста, которые обусловлены принадлежностью телефильма и кинофильма к разным эстетическим сферам.
Ключевые слова:
реминисценция жанровой модели; фрагментарность стиля; сращение фрагментов с жестикуляцией персонажей; стилистические изгибы; глубинные структуры текста; монтаж; романтизм; экранная трансформация; готическая атмосфера; готический замок; готическая образность; готическое и домашнее; готико-романтический литературный ландшафт.
Список литературы:
Бронте Э. Грозовой перевал. Стихотворения: пер. с англ. М.: Худ. лит., 1990. 430 с.

Ждан В. Н. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М.: Ладомир, 1987. 759 с.

Зенкин С. Французская готика: в сумерках наступающей эпохи // Infernali- ana. Французская готика XVIII‒XIX вв. M.: Ладомир, 1999. 759 с.

Зоркая Н. Чары многосерийности // Многосерийный телефильм: истоки, практика, перспективы / сост. Г. Михайлова. М.: Искусство, 1976. С. 21–37.

Палья К. Тени романтизма: Эмили Бронте // Палья К. Личины сексуальности. Екатеринбург: У-Фактория; Изд-во Урал. ун-та, 2006. С. 558‒585.

Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. М.: Искусство, 1992. 251 с.

Gerin W. Wuthering Heghts // Gerin W. Emily Bronte. A Biography. London, 1971.

Gleyzer M. The evolution of Emily Bronte’s Wuthering Heights through a study of its receptions and adaptations. Boca Raton. Florida Atlantic University, 2014. 100 р.

Milbank A. Victorian Gothic in English novels and stories, 1830‒1880 // The Cambridge Companion to Gothic Fiction / ed. by Jerrold E. Hogle. Cambridge University Press., 2015.

Rena-Dozier E. Gothic Criticisms: «Wuthering Heights» and nineteenth-century literary history, 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.jstor.org/stable/ 40963185 (дата обращения: 25.08.17).

Unidentified Review of Wuthering Heights, 1847 // The Brontes. The critical heritage / ed. by M. Allott. London, 1974. Р. 243–244.