Вестник БГУ. Философия
Библиографическое описание:
,
МОЛОДЕЖНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ // Вестник БГУ. Философия. - 2019. №4. . - С. 78-88.
Заглавие:
МОЛОДЕЖНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
Массовая коммуникация, являющаяся одним из типов коммуникации, во многом определяет сущность современного типа социальности и специфику «информационного общества» современности в постиндустриальной эпохе. В условиях нарастающего объема информации, усиления агрессивного воздействия информационной среды необходимо пересмотреть подходы к социализации подрастающего поколения с точки зрения формирования у них новых компетенций, которые позволят молодежи коммуницировать безопасно, этично и взаимовыгодно. Токсичная информационная среда порождает дисфункциональные, токсичные коммуникации, проявляющиеся в пренебрежении этическими нормами взаимодействия, отсутствии у молодых людей гибкости в общении, снижении уровня эмпатии, желании доминировать и усилении вербальной агрессии. В целом разрушается пластичность психики, т. е. способность к переменам, переключения, компенсации и восполнения выносливости психики и формирования социального интеллекта. В этой связи формирование навыков названной нами «эластичной» коммуникации у молодежи становится задачей не только отдельных социальных институтов, таких как семья, образование и средства массовой информации, но и всего общества в целом. В статье авторы приводят примеры коммуникативных технологий, составляющих основу эластичной коммуникации, направленных на понимание участниками коммуникаций понятий личной коммуникативной безопасности и коммуникативной этики, формирование коммуникативного сознания и овладение риторическим коммуникативным поведением, как в реальной жизни, так и в виртуальном пространстве.
Ключевые слова:
коммуникативная безопасность личности; токсичная среда; эластичная коммуникация; медиация; рефрейминг; троллинг.
Список литературы:
Голоднов А. В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современной немецкоязычной рекламы): автореф. дис ... канд. филол. наук. СПб.: СПбГУ, 2003. 23 с.
Жебит B. A. Теория коммуникаций. Нелинейная коммуникация. М.: Грошев-дизайн, 2005. 200 с.
Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000. С. 5‒20.
Наумова К. Почему «toxic» стало словом года и что это значит для всех нас // РБК. Стиль. 2018. 29 нояб. [Электронный ресурс]. URL: https://style.rbc.ru/ life/5bfe63ef9a7947b45339dc60 (дата обращения: 20.09.19).
Миро Л. Биография. Личная жизнь [Электронный ресурс]. URL: https://24smi.org/ce- lebrity/2957-lena-miro.html (дата обращения: 20.09.19).
Авраменко А. А., Кирсанов К. А., Рыков С. В. Надпредметное направление в деятельности вуза (на примере экологического направления): монография / под общ. ред. А. А. Авраменко. М.: Директ-Медиа, 2014. С. 257.
Розов Н. С. Динамическая концепция менталитета и изменчивое разнообразие российских габитусов // Идеи и идеалы. 2010. № 1(3), т. 1. С. 60‒79.
Хабермас Ю. Современная западная теоретическая социология: реф. сб. / под ред. Н. П. Поляковой. Вып. 1. М.: ИНИОН, 1992. 134 с.
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: пер. с нем. М.: Academia, 1995. 252 c.