Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Ключникова О. С.
,
Стоцкая Т. Г.
ЗАБОТА О СЕБЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ БАЗА ГЛАМУРА: ОПЫТ М. ФУКО // Вестник БГУ. Философия. - 2020. №1. . - С. 39-48.
Заглавие:
ЗАБОТА О СЕБЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ БАЗА ГЛАМУРА: ОПЫТ М. ФУКО
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2020-1-39-48УДК: 3.30
Аннотация:
Задача работы — ответить на вопрос: является ли гламур современной формой за- боты о себе или только претендует быть таковой? Для ответа эксплицируется ан- тропологический и социальный смысл практики «заботы о себе» и выявляются ее ключевые характеристики. Исследование концепта «заботы о себе» проводится с опорой на постструктуралистскую методологию, преимущественно в редакции М. Фуко. Осуществляется анализ, продиктованный целью выявить созвучия в ха- рактеристиках феномена гламура и концепта «забота о себе». Попытки исследова- ния исторического генезиса становления понятия «гламур» неизбежно приводят к античной системе ценностей, в частности к анализу категории «эпимилейя» (забота о самом себе). В результате исследования найдено, что гламур как актуальная фор- ма заботы о себе включает в себя целый круг практик, имеющих структуру и правила. Наподобие античной заботы гламур выступает одновременно и долгом (неким стандартом отношения к обществу и фундаментальной обязанностью по отношению к себе), и техникой, методом соделывания себя должным, и знанием, лежащим в основе свода жизненных правил, и совокупностью телесноориентированных процедур.
Предлагаемый анализ оказывается адекватным современным тенденциям в соци- альных науках и отвечает запросу общества о прояснении актуальных механизмов субъективации через выстраивание взаимоотношений человека с его собственной телесностью и может служить методологической предпосылкой для дальнейшего анализа проблемы взаимосвязи феномена «гламур» и концепта «забота о себе». Ис- следование может быть включено в подготовку курсов по социальной философии и культурологии.
Ключевые слова:
забота о себе; гламур; эпимилейя; субьектность; техники тела; эстетики существования; практики истинной речи; аскетические практики.
Список литературы:
Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности / пер. с фр. В. Каплуна. СПб.: Академический проект, 2004. Т. 2. 432 с.

Фуко М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франсе в 1981‒1982 учебном году / пер. с фр. A. Г. Погоняйло. СПб.: Наука, 2007. 677 с.

Shilling, Mellor, 2010. 527 p.

Napolitano Vilditara, L. M. II se, I altro, I intero. P. 61‒66.

Deleuze, G. Foucault. Transl. S. Hand. Minneapolis,1988. P. 100. Ср.: Делез Ж. Фуко / пер. Е. Р. Семиной. М., 1998. С. 131.

Хюбнер Б. Смысл в бес-Смысленное время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов / пер. с нем. А. Б. Демидов. Мн.: Экономпресс, 2006. С. 67.

Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Understanding Media: The Extensionsof Man. М.: Кучково поле, 2007. C. 168.

Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М.: Смысл, 2009. 304 с.

Флюссер В. За философию фотографии / пер. с нем. Г. Хайдаровой. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008. 146 с.

Лишаев С. А. Феноменология уютного (К эстетической характеристике дома и домашних вещей) // Mixtura verborum’ 2004: пространство симпозиона. Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. С. 61–96.

Демидкина К. Идеалы красоты: почему не стоит брать пример с безупречных де- вушек из социальных сетей [Электронный ресурс] // Интернет-журнал GLAMOUR. URL: http://www.glamour.ru/beauty_health/trends/1231257/ (дата обращения: 16.02.2020).

Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. М.: АСТ; Транзиткнига, 2005. 416 с.

Нанси Ж.-Л. Сегодня // Ad Marginem’ 93. Ежегодник лаборатории постклассиче- ских исследований Института философии РАН. М.: Ad Marginem, 1994. С. 164.

Мартынов К. Селфи: между демократизацией медиа и self-коммодификацией // Логос. 2014. № 4[100]. С. 80‒86.

Регев Й. Критика фильтрующего разума. На месте одного селфи всегда находят- ся два // Логос. 2014. № 4[100]. С. 87‒94.