Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Коновалова А. П.
,
Цырендоржиева Д. Ш.
ЭТНИЧЕСКИЕ ФЕМИНИЗМЫ: КРИТИКА МЕЙНСТРИМНОГО ФЕМИНИЗМА // Вестник БГУ. Философия. - 2024. №1. . - С. 53-59.
Заглавие:
ЭТНИЧЕСКИЕ ФЕМИНИЗМЫ: КРИТИКА МЕЙНСТРИМНОГО ФЕМИНИЗМА
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2024-1-53-59УДК: 1; 304.4
Аннотация:
Возникшее в XVIII‒XIX вв. женское общественно-политическое движение, распространившееся с Запада, всколыхнуло глобальный мир, вызвало пере- мены в обществе, послужило катализатором феминистской активности и, как следствие, переосмысление разнообразных женских опытов в обществах с разной куль- турой и устройством. Авторы выявляют противоречия западного (мейнстримного) феминизма и различия, присущие обществам с иными культурными, историческими, гендерными, социальными контекстами, с которыми столкнулись феминистские исследования стран третьего мира. Выявленные подвергаемые критике многие аспекты мейнстрима: европоцентризм, навязывание идеи «сестринства», ориентализм, экзотизация, гомогенизация, виктимизация, маргинализация, лишение субъектности
«женщин третьего мира», а также несостоятельность в некоторых обществах теории глобального патриархата как системы угнетения женщин, позволяют прийти к выводу о том, что деколониальный выбор в направлениях социальной и гуманитарной мысли выявляет изъяны, унаследованные колониальным прошлым, и позволяет принимать во внимание локальные гендерные порядки, иные социальные стратификации.
Ключевые слова:
феминизм, мейнстримный феминизм, этнические феминизмы, феминизм третьего мира, феминизм коренных народов, критика феминизма, деколониальный выбор, гендерный подход, интерсекциональный подход, гендер.
Список литературы:
Коновалова А. П., Цырендоржиева Д. Ш. Протофеминистские идеи как основа феминистского движения // Человек и общество в поиске новых смыслов: материалы всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию кафедры философии Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова / научный редактор К. А. Багаева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2022. 162 с. Текст: непосредственный.

Тлостанова М. В. Деколониальные гендерные эпистемологии. Москва: Маска, 2009. 386 с. Текст: непосредственный.

Арруцца Ч., Бхаттачарья Т., Фрейзер Н. Феминизм для 99%. Манифест / перевод Н. Демьянова. Москва: Радикальная теория и практика, 2020. 84 с. Текст: непосредственный.

Темкина А. А., Здравомыслова Е. А. Интерсекциональный поворот в гендерных исследованиях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. 20(5). С. 15–38. 221 с. Текст: непосредственный.

Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии. Санкт- Петербург: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2015. 768 с. Текст: непосредственный.

Quijano A. Coloniality of Power, Knowledge, and Latin America. Nepantla: Views from South. 2000; 1:533‒580.

Shu-mei Shih (2005). Towards an ethics of transnational encounters, or “when” does a “Chinese” woman become a “feminist”? Margueritte Waller and Sylvia Marcos, eds. Dialogue and Difference. Feminisms Challenge Globalization. N. Y.: Palgrave Macmilan. P. 3‒28.

Коновалова А. П. Тренды феминизма и российское общество // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 1. С. 80–88. Текст: непосредственный.