Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Аякова Ж. А.
,
Батуев А. В.
ИДЕАЛ БОДХИСАТТВЫ В МАХАЯНЕ // Вестник БГУ. Философия. - 2024. №2. . - С. 37-46.
Заглавие:
ИДЕАЛ БОДХИСАТТВЫ В МАХАЯНЕ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2024-2-37-46УДК: 294.3 (73)
Аннотация:
Статья посвящена исследованию идеала бодхисаттвы в учении махаяны — одного из важнейших концептов буддийской философии. В махаяне идеал бодхисаттвы относится к личности, которая стремится к просветлению ради блага всех существ. Представлен анализ ключевых характеристик бодхисаттвы и его пути. Рассмотрены основные черты личности бодхисаттвы, такие как мудрость (праджня), сострадание (маха-каруна), искусные средства (упая), способствующие пониманию его роли в этических и философских аспектах практики махаяны. Сравнительный анализ идеала бодхисаттвы в контексте учений махаяны и тхеравады раскрывает разные подходы к его представлению и вносит важный вклад в понимание отличительных особенностей буддийских традиций. Авторы приходят к выводу о важности идеала бодхисаттвы для формирования ценностей и поведенческих норм в современном мире, подчеркивают его актуальность и влияние на мировоззрение не только последователей буддийского учения.
Ключевые слова:
махаяна, тхеравада, ум (читта), клеши, Бодхичарья-аватара, бод- хисаттва, бодхичитта, пустота (шуньята), сострадание (маха-каруна), мудрость (праджня), искусные средства (упая), шесть парамит.
Список литературы:
Далай-лама. Буддийские учения о мудрости. (1‒3 мая 1998 — часть 2). URL: https://ru.dalailama.com/messages/transcripts-and-interviews/teachings/buddhist-teachings-on- wisdom/buddhist-teachings-on-wisdom-part-2 (дата обращения: 10.12.2023). Текст: элек- тронный.

Шантидева. Путь бодхисаттвы. Бодхичарья-аватара. Москва: Фонд «Сохраним Тибет», 2012. 280 с. Текст: непосредственный.

Пабонка. Освобождение на вашей ладони. Москва: Фонд «Сохраним Тибет», 2014. Книга 2. 464 с. Текст: непосредственный.

Андросов В. П. Бодхи — это просветление или пробуждение // Ориенталистика. 2019. 2(1). С. 21‒39. Текст: непосредственный.

Бадмаева М. В., Сандакова А. В. Практики преобразования ума и поведения Бод- хисаттв как отличительная черта буддизма Махаяны // Вестник Бурятского государ- ственного университета. 2018. № 3‒2. С. 56‒61. Текст: непосредственный.

Абаев Н. В. Концепция Просветления в «Махаяна-шраддхотпада-шастре» // Пси- хологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991. 182 с. Текст: непосредственный.

Игнатович А. Н. О Саддхарма-пундарика сутре и ее месте в истории развития буддизма махаяны. URL: https://www.oum.ru/literature/buddizm/o-saddharmapundarika- sutre-ignatovich (дата обращения: 01.12.2023). Текст: электронный.

The Range of the Bodhisattva, A Mahayana Sutra (Arya-bodhisattva-gocara). The Teachings of the Nirgrantha Satyaka. Paul G. Hackett (edition), Lozang Jamspal (translation). The American Institute of Buddhist Studies. New York, 2010. 245 p.

Бурмистров С. Л. Учение о диалектике в ранней йогачаре и идеал бодхисаттвы // Ориенталистика. 2020. Вып. 3(3). С. 713‒732. Текст: непосредственный.

Альбедиль М. Ф. Идеал бодхисаттвы: жизнь как жертвоприношение // Буддизм Ваджраяны в России: исторический дискурс и сопредельные культуры (Владивосток, 21– 24 сентября 2012 г.) / ответственный редактор Е. В. Леонтьева; составитель В. М. Дроно- ва. Москва: Алмазный путь, 2013. С. 218‒222. Текст: непосредственный.

Торчинов Е. А. Введение в буддизм. Опыт запредельного. URL: https://litmir.club/br/?b=793849&p=16 (дата обращения: 01.12.2023). Текст: электронный.

Бурмистров С. Л. «Бодхисаттва-иччхантика»: к вопросу о статусе бодхисаттвы в махаяне // Ориенталистика. 2021. Вып. 4(2). С. 363‒377. Текст: непосредственный.

Андросов В. П. Основоположник Махаяны Нагарджуна и его труды. Т. 2. Учение Нагарджуны о Срединности. Москва: Наука — Вост. лит., 2018. 638 с. Текст: непосред- ственный.

Поповцев Д. В. Бодхисаттва Авалокитешвара: история формирования и развития махаянского культа. Санкт-Петербург: Евразия, 2012. 496 с. Текст: непосредственный.

Гарри И. Культ Авалокитешвары и конкурирующие национализмы сино- тибетского пограничья (1911‒1951 гг.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38, № 1. С. 13‒36. Текст: непосредственный.

Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / составление, общая редакция Г. А. Дубровской. Москва: Дет. лит., 1985. 64 с. Текст: непосредственный.

Мэнсфилд В. Квантовая механика и сострадание. URL: http://savetibet.ru/ 2010/10/17/quantum_physics_and_compassion.html (дата обращения: 01.12.2023). Текст: электронный.

Турман Р. Бесконечная жизнь: семь добродетелей хорошей жизни. Москва: От- крытый мир, 2005. С. 384. Текст: непосредственный.

37 практик бодхисаттвы. URL: https://www.oum.ru/literature/buddizm/pracktika- bodhisatv/ (дата обращения: 30.01.2023). Текст: электронный.

Роуч М. Бизнес — не только деньги. URL: http://cityclass.ru/ roach_money/?event=13401 (дата обращения: 23.03.2023). Текст: электронный.

Терентьев А. Буддистом может стать человек любой национальности. URL: http://savetibet.ru/2020/01/06/andrey-terentyev.html (дата обращения: 12.03.24). Текст: электронный.

Дымбрыл лама. Сэмжун. Ментальные факторы. Думта. Комментарий к труду «Драгоценное ожерелье учений философских школ». Улан-Удэ: Номад, 2023. 200 с. Текст: непосредственный.

Аякова Ж. А. Основы буддийского мировоззрения: Четыре благородные истины и наука о сострадании // Вестник Бурятского государственного университета. 2020. № 3. С. 44‒52. DOI 10.18101/1994-0866-2020-3-44-52. Текст: непосредственный.

Уилбер К. Пять причин непросветленности. URL: https://www.yandex.ru/video/ preview/7914667774063692825 (дата обращения: 22.03.24). Текст: электронный.