Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура (журнал закрыт)
Библиографическое описание:
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА БУРЯТСКИХ СКАЗОК // Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура (журнал закрыт). - 2020. №4. . - С. 98-103.
Заглавие:
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА БУРЯТСКИХ СКАЗОК
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В статье рассматривается структурно-семантическая характеристика текста бурятских сказок. Автором выделены средства организации текста с точки зрения типичных синтаксических конструкций, средств межфразовой связи, оформляющих структуру бурятской сказки в начале, основной части и концовке текста. Кроме того, выявлены средства когезии, а также различные языковые средства, которые выполняют функцию продвижения информации в текстах бурятских сказок: местоимения и слова местоименного происхождения, инфинитные и финитные формы сказумых, выраженные разными глагольными формами, частицы, а также слова и сочетания, отражающие определенный период повествования и смену действий в сюжете сказки. Выявленные характерные структурно-семантические при- знаки бурятского сказочного текста можно использовать при обучении детей бурятскому языку. В частности, при развитии творческих способностей обучающихся по продуцированию текстов собственного сочинения, т. е. созданию вторичных бурятских текстов.
Ключевые слова:
структура бурятской сказки; организация текста; средства межфразовой связи; продвижение информации.
Список литературы:
Бадмаева Л. Б. Языковое пространство бурятского летописного текста. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 295 с.
Бочарникова А. С., Ерёмина С. А. Использование сказки на уроках английского языка в средней школе // Филологический класс. 2017. № 2(48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-skazki-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-sredney- shkole (дата обращения: 24.10.2020).
Бурятские народные сказки. Бытовые сказки / под общ. ред. Е. В. Баранниковой. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во. 1981. 446 с.
Дареева О. А. Сказка как учебный текст в процессе обучения детей дошкольного возраста бурятскому языку // Вестник БГУ. 2016. № 4. С. 135–142.
Нимаева И. Б. Культурологический подход в изучении бурятских сказок в национальной школе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014.
№ 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskiy-podhod-v-izuchenii-buryatskih- skazok-v-natsionalnoy-shkole (дата обращения: 24.10.2020).
Омакаева Э. У., Бадмаева С. С. Сказка как текст: структура и семантика (на материале сказок монгольских народов) // Молодежь в науке. Межрегиональная научная конференция молодых ученых: сборник научных трудов. Элиста: Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, 2004. С. 75–85.
Селеева Ц. Б. Структура калмыцких богатырских сказок в свете морфологической теории В. Я. Проппа // Вестник Северо-Восточного федерального университета. Сер. Филология. 2017. № 4(60). С. 114–121.
Тарбаева Г. М. Бурятские народные сказки как средство формирования основ межкультурного общения младших школьников // Вестник БГУ. 2009. № 15. С. 238–344.
Цыренов Б. Д. Язык бурятских народных сказок: автореф. дис. … канд. филол. наук; Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Улан-Удэ, 2001. 21 с.
Шагдаров Л. Д., Бадмаева Л. Б. Изучение языка письменных памятников в Буря- тии // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Филология, история, востоковедение. 2012. № 2. С. 171–174.