Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии
Библиографическое описание:
,
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ РЕЛИГИИ В ТЭНГРИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2017. №1. . - С. 53-66.
Заглавие:
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ РЕЛИГИИ В ТЭНГРИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В статье анализируется вопрос о происхождении терминов «шаманство» и «шаманизм» в связи с последними тэнгриведческими исследованиями о влиянии религии Вечного Синего Неба и митраизма, а также религии Бон, на народные верования и культы тюрко-монгольских народов Внутренней и Центральной Азии. Авторы статьи считают, что эти термины, введенные в научный оборот Д. Банзаровым, были взяты из архаической тунгусо-маньчжурской этноконфессиональной традиции и искусственно навязаны тюркско-монгольским народам, у которых термины «шаманство» и «шаманизм» отсутствовали, но имелись различные формы тэнгрианства и «религии ариев» (митраизм, зороастризм).
Ключевые слова:
шаманство, шаманизм, религия Вечного Синего Неба, тэнгрианство, митраизм, зороастризм, монотеитическая религия, тунгусо-маньчжурская этноконфессиональная традиция, народные верования и культы тюрко-монгольских народов Внутренней и Центральной Азии.
Список литературы:
1. Абаев Н. В. Некоторые мировоззренческие и духовно-культурные факторы организации и самоорганизации «кочевой» цивилизации // Вестник Тувинского государственного университета.
Вып.1. Социальные и гуманитарные науки. — Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2009.
2. Абаев Н. В. «Cаяниды» и сакральная символика мифологемы «Три Солнца» в тэнгрианской религии: опыт реконструкции и интерпретации // Гуманитарные исследования Внутренней Азии. — Вып. 1. — 2016. — С. 4–11.
3. Абаев Н. В. Тэнгрианство и Северный буддизм Единой колесницы (Экаяны) в бурят-монгольской школе единоборства Шонын-баша // Гуманитарные исследования Внутренней Азии. — Вып. 3. — 2016. — С. 25–37.
4. Абаев Н. В., Фельдман В. Р. Этноконфессиональные традиции и экологическая культура народов Центральной Азии и Алтай-Байкальского региона. — Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2007.
5. Абаев Н. В., Фельдман В. Р., Аракчаа Л. К. Экологическая культура народов Центральной Азии и Алтай-Байкальского региона в контексте палеоантропологических исследований. — Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2005.
6. Абаев Н. В., Хобраков Ц. С. Медитативное построение личной ступы в искусстве боевого единоборства школы Небесного Волка // Хроники Таро. — 2016. — № 8. — С. 55–59.
7. Абаева Л. Л. Этническая культура монгольских народов в контексте буддийских традиций и современной науки //Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 6. Философия, социология, политология, культурология. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2011. — С. 249–254.
8. Абаева Л. Л. Этнокультурные истоки этнической идентификации монгольских народов // Власть. — № 7. — 2009. — С. 94–96.
9. Аверьянов Б. В., Абаев Н. В., Гармаева Т. И. О правомерности использования термина «шаманизм» в контексте методологии тэнгриведческих исследований // Гуманитарные исследования Внутренней Азии. — 2015. — Вып. 3. — С. 23–34.
10. Банзаров Д. Собрание сочинений. — 2 доп. издание. — Улан-Удэ, 1997.
11. Гумилев Л. Н. Древнемонгольская религия // Доклады Геогр. Об-ва СССР. Вып. 5. — Л.,1968.
12. Гумилев Л. Н., Кузнецов Б. И. Две традиции древнетибетской картографии // Вестник ЛГУ. — № 24. — 1969.
13. Кузнецов Б. И., Гумилев Л. Н. Бон (древняя тибетская религия) // Доклады Геогр. об-ва СССР. — Вып. 15. — Л., 1971.
14. Мукашов И. Доктор Абаев: интервью // Хроники Таро. — 2016. — № 8. — С. 43–51.
15. Федорова Л. В. Сакральное в идеологии евразийства: автореф. дис. … канд. филос. наук. —М., 2013.
16. Фельдман В. Р. Цивилизация: Социально-философские теории, сущность, исторические формы. — Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2002.
17. Аbaeva L. Religious indentity of indigenous peoples in Central Asia and Siberia in the modern
time. — Karadeniz. Black Sea. — Vol. 19, 2013.