Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

Библиографическое описание:
Лебедев Р. В.
САЯНО-АЛТАЙСКИЕ ИСТОКИ БИБЛЕЙСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2017. №2. . - С. 78-96.
Заглавие:
САЯНО-АЛТАЙСКИЕ ИСТОКИ БИБЛЕЙСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2305-753Х-2017-2-78-96УДК: 801.7:299.4
Аннотация:
В статье на основе методов герменевтики и компаративизма, сравнительного анали-
за мифов, текстов, выяснения смыслов отдельных слов, фраз библейского текста и
тэнгри-камской мифологии рассматриваются некоторые тэнгрианско-библейские,
саянидо-семитские параллели. Целью исследования является решение вопросов: во-
первых, было ли глубоким проникновение библейских понятий, легенд, символов в
тюрко-монгольское мировоззрение тэнгри-камства в результате прозелитизма хри-
стианства; во-вторых, имело ли место обратное влияние скифско-киммерийской ци-
вилизации саянидов на формирование древней устной иудейской мифологии и ее
текстовую фиксацию в первых библейских книгах в период VIII – VII вв. до н.э.? В
результате исследования автор приходит к выводу, что горно-таежный культ Тэнгри
зародившийся в горах у саянидов Саяно-Алтая, имел прямое глубокое воздействие
на становление всего комплекса теологических представлений отраженных в биб-
лейских текстах.
Ключевые слова:
тэнгри-камство; христианство; Библия; Танах; Тэнгри; Яхве; саяниды; древние тюрки; монголы, Саяно-Алтай
Список литературы:
1. Абаев Н. В. «Древнее Слово» Э. Сведенборга (по Джеймсу Брашу). Комментарии. Перевод //

URL: https://books.google.ru/books?id=Ay8oIsxdP3YC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q

&f=false (дата обращения 30.03.2017).

2. Абаев Н. В. О прародине всех тюрков и монголов: «Эрненекон», «Эргунэ-Хун» или Танну-

Урянхая? // Новые исследования Тувы. Вып. № 1 (9), 2011 // URL: http://www.tuva.asia/ journal/

issue_9/3042-abaev.html (дата обращения 30.03.2017).

3. Абаев Н. В. О роли митраизма и героического эпоса тюрко-монгольских народов в форми-

ровании арийско-туранской цивилизации Внутренней Азии // Вестник БГУ. Гуманитарные иссле-

дования Внутренней Азии. – Улан-Удэ. Вып. 4, 2015. – С. 4–20.

4. Абаев Н. В. «Cаяниды» и сакральная символика мифологемы «Три Солнца» в тэнгрианской

религии: опыт реконструкции и интерпретации // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внут-

ренней Азии. – Улан-Удэ. Вып. 1, 2016. – С. 4–11.

5. Араева Л. А., Максакова Е. Е. Фрейм «душа» в аспекте лакунарности // Филологические

науки. Вопросы теории и практики. № 1 (31), 2014. – Ч. 1. – С. 27–31.

6. Асочакова В. Н. Западносибирская модель христианизации: характер, механизм, особенно-

сти (на примере Хакасско-Минусинского края в XVII–XIX вв.): автореф. дис. … д-ра. ист. наук,

Томск, 2011. – 43 с.

7. Бурнаков В. А. Путешествие в «Мир мертвых»: мистерия хакасского шамана Макара Томо-

закова // Проблемы истории, филологии, культуры. № 22, 2008. – С. 607–617.

8. Бутанаев В. Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. – Абакан: Изд-во Изд-во Хак. гос. ун-

та, 2006. – 258 с.

9. Вернадский Г. В. Древняя Русь. – Тверь-М.: Леан, Аграф, 1996. – 448 с.

10. Гаркавец А. Н. Кыпчакское письменное наследие. Том II. Памятники духовной культуры

караимов, куманов-половцев и армыяно-кыпчаков. – Алматы: Kasean; Баур, 2007. – 912 с.

11. Гмыря Л. Б. Образ мира в представлениях населения Прикаспийского Дагестана IV–VII

вв. // Вестник Института ИАЭ ДНЦ РАН. № 4, 2006. – С. 3–23.

12. Дашковский П. К. Дискуссионные аспекты изучения влияния прозелитарных религий на

традиционное мировоззрение тюркоязычных кочевников Южной Сибири и сопредельных террито-

рий в эпоху раннего Средневековья // Религиоведение. № 1, 2013. – С. 3–13.

13. Древнетюркский словарь [под ред. В.М. Наделяева и др.]. – Ленинград, 1969.

14. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Т.15. – СПб, 1913.

15. Кляшторный С. Г., Мокрынин В. П., Плоских В. М. Раннее христианство и тюркский мир

в Центральной Азии // Тр. Ин-та мировых культур. Вып. II: Актуальные проблемы образования и

духовной культуры Кыргызстана в евразийском пространстве. - Бишкек: Илим. - Лейпциг, 2000.

16. Конунов А. А. Культ гор в алтайском эпосе // URL: https://altaierjine.wordpress.com/

2013/03/13/kult-gor-v-altaiskom-epose/ (дата обращения 30.03.2017).

17. Кормушин И. В. Тюркские енисейские эпитафии. Тексты и исследования. – М., 1997. –

303 с.

18. Ландышев С. В. Космология и феогония алтайцев-язычников [предисл. А. Голубева; сост.

епископ Макарий]. – Казань: Университетская типография, 1886. – 21 с.

19. Лебедев Р. В. Интерпретация некоторых сакральных топонимов Саяно-Алтая в свете эт-

ногонических тюрко-монгольских мифов // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней

Азии. – Улан-Удэ. Вып. 1, 2017. – С. 16–28.

20. Левин Г. Г. О происхождении якутского языка в этнографических и лингвистических тру-

дах исследователей XVII–XIX вв. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского го-

сударственного университета. № 4 (16), 2010. – С. 149–154.

21. Максакова Е. Е. Пропозиционально-фреймофый словарь телеутского языка (на примере

рассмотрения словарной статьи «рождение ребенка») // Вестник Кемеровского государственного

университета культуры и искусств. № 20, 2012. – С. 89–96.

22. Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. – М.-Л.:

1951. – 93 с.

23. Палеогенетическое исследование древнего населения Горного Алтая / Чикишева Т. А.,

Губина М. А., Куликов И. В., Карафет Т. М., Воевода М. И., Ромащенко А. Г. // Археология, этно-

графия и антропология Евразии. № 4 (32), 2007. – С. 275–281.

24. Пиотровский Б. Б. Скифы и Урарту // Вестник древней истории. – Москва: Наука, 1989. –

№ 4. – С. 3–10.

25. Потанин Г. Н. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. – Москва, Типо-

литография товарищества И.Н. Кушнерев и Ко, 1899. – 894 с.

26. Потанин Г. Н. Происхождение Христа // Сибирские огни : художествен.-лит. и науч.-

публицистич. журн. – Новосибирск : Сиб. краевое изд-во, 1922 – 1926. № 4: июль — август, 1926.

27. Потапов Л. П. Культ гор на Алтае // Советская этнография. № 2, 1946.

28. Рашид ад-Дин Сборник летописей. T. I. Кн.1. Разд. 4. // пер. Л. А. Хетагурова. – М.-Л.,

1952.

29. Савинов Д. Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

30. Сапожников В. В. Пути по русскому Алтаю – Изд. 2-е. – Новосибирск: Сибкрайиздат,

1926.

31. Толкин Дж. Р. Р. Чудовища и критики. – М.: АСТ, 2008.

32. Тороп С. О. Скіфська зброя // URL: http://www.bizslovo.org/content/index.php/plavni/134-

davnya-istoriya/273-skifska-zbroya.html (дата обращения 30.03.2017).

33. Тур С. С. Современные потомки носителей пазырыкской культуры // Древности Алтая. №

10, 2003.

34. Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации / пер. с англ. И. А. Емеца. – М.:

ЗАО Центрополиграф, 2007.

35. Чивчалов А. Nomina sacra // URL: http://chivchalov.blogspot.ru/2012/04/nomina-sacra.html

(дата обращения 30.03.2017).

36. Шибаева Ю. А. Влияние христианизации на религиозные верования хакасов (религиозный

синкретизм хакасов) // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. – Л., 1979. –

С. 181.

37. Эдоков В. И. Алтайский орнамент. – Горно-Алтайск, 1971.

38. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с фр. В. Большакова. – Инвест-ППП, 1995.

39. Ядринцев Н. М. Алтай и его инородческое царство (Очерки путешествия по Алтаю) // Ис-

торический вестник. № 6, 1885.

40. Ancestry and demography and descendants of Iron Age nomads of the Eurasian Steppe / Burger

J., Molodin V. I., Parzinger H. and etc. // Nature communications. 2017. DOI: 10.1038/ncomms14615.

41. Bennett W. H. The Story Of Celto-Saxon Israel. - Harlo Press, 2002.

42. Bullinger E. W. The Companion Bible, Appendix 19. The Serpent of Gen. 3 // URL:

https://levendwater.org/companion/append19.html (дата обращения 30.03.2017).

43. Collins Steven M. The Israelite Origin of the Scythians // URL: http://www.israelite.info/ commentary/

collins-articles/scythians.html (дата обращения 30.03.2017).

44. Gordon N. The Pronunciation of the Name // URL: https://drive.google.com/file/d/0BVhxyMtDqEyVl9Bem05eHN5eVE/

view (дата обращения 30.03.2017).