Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

Библиографическое описание:
Лебедев Р. В.
ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ТЭНГРИАНСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕРВОПРЕДКЕ-ТВОРЦЕ ВСЕЛЕННОЙ И ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕЕВРАЗИЙСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ МОТИВЕ «РОЖЕНИЦА-ТОТЕМ» // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2017. №4. . - С. 21-40.
Заглавие:
ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ТЭНГРИАНСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПЕРВОПРЕДКЕ-ТВОРЦЕ ВСЕЛЕННОЙ И ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕЕВРАЗИЙСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ МОТИВЕ «РОЖЕНИЦА-ТОТЕМ»
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2305-753Х-2017-4-21-40УДК: 396.11
Аннотация:
В статье рассматривается образ «роженицы» и семантический блок «роженица-
тотем» на петроглифах Евразии времѐн палеолита – бронзового века. На основе ме-
тода проецирования данных этнографии на археологические источники, сравни-
тельно-религиоведческого метода с учетом историко-генетических и культурных
связей между этносами автором строятся параллели между мало-азиатскими, евро-
пейскими и саяно-алтайскими представлениями о божественных первопредках Все-
ленной и человека. Расширив доказательства чатал-хююкских и сибирско-
монгольских аналогий, установив твердую мифологическую и этнографическую
тэнгри-камскую почву для интерпретации сюжетов чатал-хююкских неолитических
памятников и энеолитических петроглифов на Юге Западной Сибири, Байкале, Ал-
тае, Монголии; с опорой на вулканическую гипотезу возникновения тэнгри-камства;
с учѐтом данных археологии о присутствии древнего человека в период древнего
палеолита на территории Тувы, а также в связи с локализацией географами и исто-
риками «царства Ямы», «дома Ямы» на территории Саяно-Алтайской горной систе-
мы автор приходит к выводу о древности (период палеолита-неолита) и распростра-
нѐнности на территории всей Евразии тэнгри-камского мировоззрения.
Ключевые слова:
Чатал-Хююк, тэнгри-камство, Яма, Эрлик-хан, «саяниды», древние
тюрки, моголы, кочевническая цивилизация Евразии, Саяно-Алтай
Список литературы:
1. Абаев Н. В. О прародине всех тюрков и монголов: «Эрненекон», «Эргунэ-Хун» или Танну-

Урянхая? // Новые исследования Тувы. Вып. № 1 (9), 2011. URL:

http://www.tuva.asia/journal/issue_9/3042-abaev.html (дата обращения 22.10.2017).

2. Абаев Н. В. О приоритетах сакральной географии Внутренней Азии и тэнгрианской «Небо-

политике» в свете интерпретации гексаграмм Ицзина А. Н. Назаревским // Ковчег – Ark, 21 сен.

2016. URL: https://www.facebook.com/notes/ковчег-ark/о-приоритетах-сакральной-географии-

внутренней-азии-и-тэнгрианской-небо-политике-/1111954728880364/ (дата обращения 22.10.2017).

3. Абаев Н. В. «Cаяниды» и сакральная символика мифологемы «Три Солнца» в тэнгрианской

религии: опыт реконструкции и интерпретации // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внут-

ренней Азии. - Улан-Удэ. Вып. 1, 2016. – С. 4-19.

4. Абаев Н. В. Тэнгрианство, митраизм и общие этнокультурные истоки туранско-арийской

цивилизации Центральной и Внутренней Азии // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внут-

ренней Азии. - Улан-Удэ. Вып. 3, 2015. – С. 42-59.

5. Абрамова З. А. Древнейшие формы изобразительного творчества (Археологический анализ

палеолитического искусства) // Ранние формы искусства. – Москва: Искусство. 1972. – С. 9-30.

6. Антонова Е. В. Люди и природа в неолитической Анатолии // Восток (Oriens). № 1, 2003. –

С. 120-126.

7. Астапова О. Р. Роль религии в возникновении цивилизации: (по материалам Чатал-Хююка) //

Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: история. Рефе-

ративный журнал. Вып. № 4, 2013. – Реф. кн.: Religion in the emergence of civilization: Catalhoyuk as a

case study // Ed. by Hodder I. – Cambridge; N.Y.: Cambridge univ. press, 2010.–XII, 360 p.

8. Астахов С. Н. Древний каменный век Республики Тыва (итоги изучения и перспективы ис-

следования) // Новые исследования Тувы. Вып. № 3, 2009. URL:

https://www.tuva.asia/journal/issue_3/468-astahov.html (дата обращения 22.10.2017).

9. Ахинжанов С. М. Кыпчаки в истории средневекового Қазақстана. / Под ред. К.М. Байпа-

ков.- Алматы: Гылым, 1995. – 296 с.

10. Аюшеев Н., Абаев Н. В. Стратегия духовно-культурного развития коренных и малочис-

ленных народов Саяно-Алтая и Евразийская Хартия // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования

Внутренней Азии. - Улан-Удэ. Вып. 4, 2016. – C. 13-19.

11. Бурнаков В. А. Эрлик-хан в традиционном мировоззрении хакасов // Археология, этно-

графия и антропология Евразии №1 (45), 2011. – С. 107-114.

12. Васильев В. Н. Изображения долгано-якутских духов как атрибуты шаманства // Живая

Старина, № 4, 1910. – С. 269-288.

13. Вырщиков Е. Г. Близнечный культ в культуре Чатал-Хююк // Проблемы истории и куль-

туры Древнего Востока. Материалы международной научной конференции, посвященной памяти

Г. М. Бонгард-Левина. – Москва: ИВ РАН, 2010. – С. 24-25.

14. Генинг В. Ф. Могильник Синташта и проблема ранних индоиранских племен // Советская

археология, № 4, 1977. – С. 53-73.

15. Дандекар Р. Н. От вед к индуизму Эволюционирующая мифология / пер. с англ. К. П.

Лукьяненко. – Москва: Восточная литература, 2002. – 286 с.

16. Дугаров Д. С. Лебедь в орнаменте женского костюма тюркомонгольских народов // Совет-

ская этнография, № 5, 1983. – С. 104-113.

17. Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А. Мифологические сюжеты в наскальном искусстве Северной

Евразии // Вестник ТувГУ. Социальные и гуманитарные науки, № 1, 2014. – С. 7-19.

18. Есин Ю. Н. Изображения «богини-матери» в окуневском искусстве Минусинской котло-

вины // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Вып. 3 Археология и этнография. Т. 9. – Ново-

сибирск, 2010. – С. 111-122.

19. Журакузиев Н.И. Древнетюркская космогоническая мифология на примере Ырк-битиг (Ïrq

bitig) // Академик Э. Р. Тенишев и тюркский мир. – Казань: КФУ, 2012. – С. 54-57.

20. Зуев Ю. А. Самое сильное племя // Историко-культурные взаимосвязи Ирана и Дашт-и

Кипчака в 13–18 вв. – Алматы, 2004. – С. 31-68.

21. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 5: Мифология и

фольклор / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Ин-т теории и истории мировой культуры. – М.:

Знак, 2009. – 376 с.

22. Козинцев А. Г. Так называемые средиземноморцы Южной Сибири и Казахстана, индоев-

ропейские миграции и происхождение скифов // Археология, этнография и антропологии Евразии,

№ 4 (32), 2007. – С. 140-144.

23. Котов В. Г. Женское божество Умай/Хумай: сравнительная характеристика // Известия

АлтГУ. № 4-2 (68), 2010. – С. 111-114.

24. Кубарев В. Д., Забелин В. И. Авифауна Центральной Азии по древним рисункам и архео-

лого-этнографическим источникам // Археология, этнография и антропологии Евразии, № 2 (26),

2006. – С. 87-103.

25. Кубарев В. Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Мон-

гольский Алтай). – Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2005. – 640 с.

26. Кубарев В. Д. Каракольские сюжеты в наскальных изображениях Алтая и Монголии //

Доклад на VII Международных Рериховских чтениях, 4 и 5 ноября. – Новосибирск, 2005. URL:

http://sibro.ru/reading/doc/390/2097 (дата обращения 22.10.2017)

27. Кубарев В. Д. Пазырыкские сюжеты в петроглифах Алтая // Итоги изучения скифской

эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, – 1999. URL: http://new.hist.asu.ru/skif/pub/skep/

kuba.html (дата обращения 22.10.2017).

28. Кушнарева К. Х., Рысин М. Б. К проблеме неолитизации Кавказа и Передней Азии // Про-

блемы хронологии и этнокультурных взаимодействий в неолите Евразии (хронология неолита,

особенности культур и неолитизация регионов, взаимодействия неолитических культур в Восточ-

ной и Средней Европе). – Санкт-Петербург: ИИМК РАН, 2004. – С. 14-38.

29. Кызласов Л. Р. Древнейшая Хакасия: Монография.– Москва: Издательство Московского

университета, 1986. – 296 с.

30. Кызласов Л. Р. Сибирское манихейство // Этнографическое обозрение, № 5, 2001. – С. 83-90.

31. Лайпанов К. Т., Мизиев И. М. О происхождении тюркских народов. – Черкесск, 1993. –

138 с.

32. Лебедев Р. В. Алтай – Европа: тропами древних мифов. – Новоалтайск, 2015. – 228 с.

33. Лебедев Р. В. Саяно-Алтайские истоки библейских представлений // Вестник БГУ. Гума-

нитарные исследования Внутренней Азии. - Улан-Удэ. Вып. 2, 2017. – C. 78-96.

34. Лебедев Р. В. Интерпретация некоторых сакральных топонимов Саяно-Алтая в свете эт-

ногонических тюрко-монгольских мифов // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней

Азии. – Улан-Удэ. Вып. 1, 2017. – С. 16-28.

35. Лебедев Р. В. Тэнгри-камство и сакральная география Саяно-Алтая. – Новоалтайск, 2016. –

108 с.

36. Малолетко А. М. Географическая предопределенность путей миграции раннего человека в

Сибирь // Известия АлтГУ. № 3 (41), 2006. – С. 43-46.

37. Маточкии Е. П. Архетипические образы в скифском искусстве Горного Алтая // Итоги

изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий: сб. науч. тр. – Барнаул: Изд-во Алт.

ун-та, 1998. URL: http://new.hist.asu.ru/skif/pub/skep/MATOCHKIN.HTML (дата обращения

22.10.2017).

38. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока / пер. с англ. и комментарий Е.

В. Антоновой. Предисл. Н. Я. Мерперта. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы,

1982. – 149 с.

39. Новгородова Э. А. Мир петроглифов Монголии. – Москва: Наука, 1984. – 168 с.

40. Окладников А. П. Петроглифы Байкала — памятники древней культуры народов Сибири. –

Новосибирск, 1974. – 168 с.

41. Окладникова Е. А. Представления о женственности в мировоззрении древнего населения

Горного Алтая (по материалам петроглифов) // Радловский сборник: научные исследования и му-

зейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. – Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2008. – С. 343-350.

42. Полосьмак Н. В. Воинские шлемы пазырыкцев // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и

сопредельных территорий: Материалы междунар. науч. конф. – Барнаул, 1999. URL:

http://new.hist.asu.ru/skif/pub/skep/pol.html (дата обращения 22.10.2017).

43. Потанин Г. Н. Ерке. Культ сына неба в Северной Азии. – Томск, 1916. – 131 с.

44. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. – Горно-Алтайск: Ак Чечек, 2005. –

1026 с.

45. Радлов В. В. Из Сибири: Страницы дневника. (Aus Sibirien, 1893). – Москва: Наука. Глав-

ная редакция восточной литературы, 1989. – 752 с.

46. Резепкин А. Д. К интерпретации росписи из гробницы майкопской культуры близ стани-

цы Новосвободная // КСИА. Вып. 192, 1987. – С. 26-33.

47. Савинов Д. Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. – Ленинград: ЛГУ,

1984. – 174 с.

48. Сафронов В. А., Николаева Н. А. История Древнего Востока в Ветхом Завете: Учеб. посо-

бие. – Москва: Русская панорама, 2003. – 425 c.

49. Селиванова Л. Л. Аполлоновы лебеди (К семантике образа в религиозных представлениях

античности) // Человек и общество в античном мире. – Москва: Наука, 1998. – С. 363-397.

50. Соскал А.-Б. А. Деятельность вулканов Восточных Саян - основа зарождение легенды об

Одуген-тайга, зарождение тэнгрианского мировоззрения и горного дела // Tour de Lucifer, 22 авг.

2016. URL: https://vk.com/wall-89459061_323 (дата обращения 22.10.2017).

51. Степанов Ю. С. Баба-Яга, Яма, Янус, Ясон и другие. К вопросу о «нестрогом» сравни-

тельно-историческом методе // Вопросы языкознания, № 5, 1995. – С. 3-16.

52. Тур С.С., Солодовников К. Н. Новые краниологические материалы из погребений кара-

кольской культуры эпохи бронзы Горного Алтая // Изучение историко-культурного наследия наро-

дов Южной Сибири. Сборник научных трудов / под ред. В. И. Соѐнова, В. П. Ойношева. – Горно-

Алтайск: АКИН, 2005. – С. 35-47.

53. Хлобыстина М. Д. Древнейшие южноси-бирские мифы в памятниках окуневского искус-

ства // Первобытное искусство. – Новосибирск, 1971. – С. 165-180.

54. Шер Я. А. Первобытное искусство: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. –

351 с.

55. Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. – Москва: Наука, 1980. – 328 с.

56. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мисте-

рий / пер. с фр. Н. Н. Кулаковой, В. Р. Рокитянского, Ю. Н. Стефанова. – Москва: Академический

проект, 2009. – 622 с.

57. Элиаде М. Азиатская алхимия. Сборник эссе / пер. с. рум., фр., англ. - Москва: Янус-К,

1998. – 604 с.