Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии
Библиографическое описание:
ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ (АЛТАЙСКИЙ ОРНАМЕНТ) Г. И. ЧОРОС-ГУРКИНА // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2017. №4. . - С. 69-77.
Заглавие:
ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ (АЛТАЙСКИЙ ОРНАМЕНТ) Г. И. ЧОРОС-ГУРКИНА
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые графические работы (алтайский орнамент) первого профессионального алтайского художника Г. И. Чорос-Гуркина в свете тюрко-монгольского тэнгри-камского мировоззрения, а также в сравнении с философско-религиозными представлениями западноевропейских философов, теологов и
мистиков. В результате проведенного анализа делается вывод о том, что в этнографических рисунках Г. И. Чорос-Гуркина изображающих символически Хан-Алтай, как Треугольник//Гору с Глазом внутри, и сделанных в период его эмиграции в Монголии, Танну-Туве (в т.ч. и в Тодже) в 1919-25 гг. отражены глубокие «природные» представления тюрко-монгольского мировоззрения тэнгри-камства зародившиеся в таѐжных глубинах Внутренней Азии и повлиявшие на становление западноевропейской мифологии, теологии и символическое выражение идеи божества в виде «Всевидящего Ока».
Ключевые слова:
Г. И. Чорос-Гуркин, Всевидящее Око, Тэнгри, тэнгри-камство,
древние тюрки; монголы, Саяно-Алтай
Список литературы:
1. Абаев Н. В. Идентичность «Танну-Урянхая» и «Урянхайская проблема» // Идентичность
Когурѐ. – Сеул: Изд-во Институт Когурѐ, 2004. URL: http://klachkov.info/node/17 (дата обращения
22.10.2017).
2. Абаев Н. В. О прародине всех тюрков и монголов: «Эрненекон», «Эргунэ-Хун» или Танну-
Урянхая? // Новые исследования Тувы. Вып. № 1 (9), 2011. URL: http://www.tuva.asia/journal/
issue_9/3042-abaev.html (дата обращения 22.10.2017).
3. Абаев Н. В. О роли митраизма и героического эпоса тюрко-монгольских народов в форми-
ровании арийско-туранской цивилизации Внутренней Азии // Вестник БГУ. Гуманитарные иссле-
дования Внутренней Азии. - Улан-Удэ. Вып. 4, 2015. – С. 4-19.
4. Абаев Н. В. «Cаяниды» и сакральная символика мифологемы «Три Солнца» в тэнгрианской
религии: опыт реконструкции и интерпретации // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внут-
ренней Азии. - Улан-Удэ. Вып. 1, 2016. – С. 4-11.
5. Агриппа Г. К. Об оккультной философии: книга вторая // Агриппа Г. К. Магия Арбателя //
пер. с англ. И. В. Харуна, пер. с фр. А. В. Трояновского. – Н. Новгород: А. Г. Москвичев, 2013. –
656 с.
6. Вирт Г. Хроника Ура Линда. Древнейшая история Европы // пер. А. В. Кондратьева. – М.:
Вече, 2007. – 624 c.
7. Еркинова Р. М. Живой и одухотворенный мир этнографических рисунков // Этнографиче-
ские рисунки Г. И. Чорос-Гуркина. Альбом. - Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 2014. – 252 с.
8. Еркинова Р. М. Н. К. Рерих и Г. И. Чорос-Гуркин: притяжение Алтая (к постановке про-
блем) // URL: http://musey-anohina.ru/index.php/ru/homepage/2016-03-23-05-21-07/k-145-letiyu-sodnaya-
rozhdeniya-g-i-choros-gurkina/item/325-n-k-rerikh-i-g-i-choros-gurkin-prityazhenie-altaya.html
(дата обращения 22.10.2017).
9. Генон Р. Великая Триада = La Grande Triade // пер. с фр. Т. Б. Любимова. – М.: Беловодье,
2010. – 224 с.
10. Генон Р. Символы священной науки. – М.: Беловодье, 2002. – 496 с.
11. Герметическая космогония // пер. с англ. Г. А. Бутузова. – СПб.: Азбука; Петербургское
Востоковедение, 2001. – 352 с.
12. Гмыря Л. Б. Культ священных деревьев в религиозных воззрениях населения Прикаспий-
ского Дагестана (VII-VIII вв.) // Российская археология, № 2, 2008. – С. 13-27.
13. Гончарик Н. П. Этнокультура Алтая в графике Г. И. Чорос-Гуркина // Известия Уральско-
го Государственного Университета. Серия 2. № 3, 2011. – С. 146-160.
14. Древнее слово Бога и о Боге (тайная передача) // пер.с тувинского Ак Ульяны // URL:
http://taichigardener.ucoz.ru/publ/5-1-0-25 (дата обращения 02.08.2017).
15. Кляшторный С. Г. Древнетюркские племенные союзы и государства Великой Степи //
Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии. - СПб: Фарн, 1994. – С. 8-91.
16. Лебедев Р. В. Интерпретация некоторых сакральных топонимов Саяно-Алтая в свете эт-
ногонических тюрко-монгольских мифов // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней
Азии. - Улан-Удэ. Вып. 1, 2017а. – С. 16-28.
17. Лебедев Р. В. Саяно-Алтайские истоки библейских представлений// Вестник БГУ. Гума-
нитарные исследования Внутренней Азии. - Улан-Удэ. Вып. 2, 2017б. – С. 78-96.
18. Лебедев Р. В. Тэнгри-камство и сакральная география Саяно-Алтая. – 2016. – 108 с.
19. Мачинский Д. А. Земля аримаспов в античной традиции и «простор ариев» в Авесте //
Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. – СПб, 1996. – С. 13-14.
20. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. – Горно-Алтайск: Ак Чечек, 2005. –
1026 с.
21. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и
розенкрейцеровской символической философии. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 478 с.
22. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с фр. В. Большакова. — Инвест-ППП, 1995. – 238 с.