Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Фомицкая Г. Н.
,
Халтанов Э. А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2024. №3. . - С. 52-64.
Заглавие:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2307-3330-2024-3-52-64УДК: 378.147.88
Аннотация:
Актуальной проблемой современного образования выступает формирование естественно-научной грамотности школьников, в решении которой могут быть использованы возможности дополнительного образования. В статье представлен анализ научных подходов к понятию «естественно-научная грамотность», опыт реализации инновационных форм и технологий дополнительного образования и результаты диагностики, подтверждающие их влияние на формирование естественно-научной грамотности школьников, определяются возможности расширения направлений их дальнейшего применения.
Цель и задачи исследования: изучение и описание влияния инновационных форм и технологий дополнительного образования на формирование естественно-научной грамотности школьников.
Задачи исследования: провести анализ научных подходов к интерпретации понятия «естественно-научная грамотность», охарактеризовать и оценить влияние инновационных форм и технологий дополнительного образования на формирование есте- ственно-научной грамотности школьников.
Материалы и методы. Методами исследования явились сопоставительный анализ научных подходов к определению понятия «естественно-научная грамотность», описание практического опыта, обобщение, анкетирование, тестирование.
Результаты исследования. Охарактеризованы научные подходы к определению понятия «естественно-научная грамотность», особенности ее формирования в дополни- тельном образовании детей. Обоснован выбор инновационных форм и технологий при реализации программ дополнительного образования, представлены результаты диагностики на основе разработанного теста, подтверждающие влияние инновационных форм и технологий на формирование естественно-научной грамотности школьников. Обсуждение и заключение. Результаты исследования доказывают, что применение инновационных форм и технологий в дополнительном образовании оказывает влияние на формирование естественно-научной грамотности старшеклассников. В связи с этим актуальной задачей дополнительного образования становится активное использование инновационных форм и технологий, а также возможностей цифровой образовательной среды в формировании естественно-научной грамотности школьников. Представленная в статье информация может быть полезна для педагогов дополнительного образования детей.
Ключевые слова:
естественно-научная грамотность школьников, дополнительное образование, инновационные формы и технологии, теоретические и практические задачи.
Список литературы:
Галкина Е. А., Лукина А. В. Дидактические основы понятия о естественно- научной грамотности личности обучающегося // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 4(30). С. 46‒48. Текст: непосредственный.

Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / под редакцией С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. Москва: Высшая школа экономики, 2019. 280 с. Текст: непосредственный.

Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: учебное пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 2-е изд., дораб. Москва: Просвещение, 2011. 224 с. Текст: непосредственный.

Мамедов Н. М., Мансурова С. Е. Естественно-научная грамотность как условие адаптации человека к эпохе перемен // Ценности и смыслы. 2020. № 5(69). С. 45–59. Текст: непосредственный.

Мамырханова А. М., Есембаева Г. Б. Естественно-научная грамотность обучающихся в средней школе по результатам международных исследований: состояние и пути повышения качества (на примере Казахстана) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6‒1. С. 128‒131. Текст: непосредственный.

Моргун Д. В. Развитие естественно-научной грамотности средствами дополнительного образования детей // Информационно-методический журнал «Про-ДОД». Москва, 2017. № 4(10). С. 3‒10. Текст: непосредственный.

Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественно-научной грамотности PISA‒2018 и их интерпретация / К. А. Адамович, А. В. Капуза, А. Б. Захаров, И. Д. Фрумин; Национальный иссле- довательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва: НИУ ВШЭ, 2019. 28 с. Текст: непосредственный.

Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Москва: АРКТИ, 2013. 112 с. Текст: непосредственный.

Естественнонаучная грамотность: контрольные материалы и экспериментальные умения / В. Г. Разумовский, А. Ю. Пентин, Г. Г. Никифоров, Г. М. Попова // Народное образование. 2016. № 4/5. С. 159‒167. Текст: непосредственный.

Талышева И. А., Асхадуллина Н. Н., Халиуллина Л. Р. Сущностные характеристики понятия «Естественно-научная грамотность обучающихся» // Гуманитарные науки. 2023. № 8(134). С. 1‒4. Текст: непосредственный.

Widowati A. The Development of Scientific Literacy through Nature of Science (NoS) within Inquiry Based Learning Approach. Journal of Physics: Conference Series. 2017; 909: 1‒7.

DeBoer G. E. Scientific literacy: another look at its historical and contemporary mean ings and its relationship to science education reform. Journal of research in science teaching. New-York, 2000; 37(6): 582‒601.

Miller J. D. Public understanding of, and attitudes toward, scientific research: What we know and what we need to know. Public Understanding of Science. 2004; 13: 273‒294.