Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Филология

Библиографическое описание:
Брюханова Ю. М.
ОБРАЗЫ МИФИЧЕСКИХ ПТИЦ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ (Т. ТОЛСТАЯ «СВИДАНИЕ С ПТИЦЕЙ», Е. НЕКРАСОВА «СЕСТРОМАМ») // Вестник БГУ. Филология. - 2023. №2. . - С. 68-74.
Заглавие:
ОБРАЗЫ МИФИЧЕСКИХ ПТИЦ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ (Т. ТОЛСТАЯ «СВИДАНИЕ С ПТИЦЕЙ», Е. НЕКРАСОВА «СЕСТРОМАМ»)
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2686-7095-2023-2-68-74УДК: 21.161.1.09-343
Аннотация:
В статье рассматриваются образы мифических птиц, которые, попадая в пространство авторского художественного текста, претерпевают ряд изменений. Изображение птиц Сирин и Алконост в рассказе Татьяны Толстой «Свидание с птицей» и птицы Гамаюн в рассказе Евгении Некрасовой «Сестромам» отражает тенденцию использования отдельных мифологических элементов в современной русской литературе, которая диктуется не попыткой выстроить целостную картину мира, ориентируясь на коллективное сознание, а стремлением разрешить вопросы личностного самоопределения или проживания травмы. В «Свидании с птицей» мифологический образ встраивается в мировосприятие главного героя — мальчика, чье детское сознание легко и свободно объединяет сказку с реальностью. В рассказе «Сестромам» появление мифического персонажа — результат внутреннего непроговоренного чувства вины главной героини. Так, в обоих рассказах подчеркивается, что трансформация образов мифических существ отражает частичное, локальное обращение к мифологи-ческой картине мира без апелляции к ее полноте и системности. В таком субъективно-индивидуальном варианте мифические элементы выполняют функцию дополнения образов главных героев и актуализируют возможности разрешения «личного» конфликта.
Ключевые слова:
русская литература, рассказ, Татьяна Толстая, Евгения Некрасова, мифопроза, художественный образ, мифические птицы, Гамаюн, Сирин, Алконост.
Список литературы:
1. Жучкова А. Мифопроза — что сейчас с ней происходит: фантастика, фэнтези, детектив и другое? Вебинар 29 октября. 2020. URL: https://voplit.ru/video/mifoproza-chto-sejchas-s-nej-proishodit-fantastika-fentezi-detektiv-i-drugoe/ (дата обращения: 20.03.2023). Текст: электронный.

2. Имихелова С. С. Non-fiction или autofiction?: об одной тенденции в русском рас-сказе рубежа ХХ–ХХI вв. // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2020. № 1. С. 34–42. Текст: непосредственный.

3. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950–1990-е годы: в 2 томах. Москва: Академия, 2006. Т. 2. 688 с. Текст: непосредственный.

4. Мачавариани Н. В. Взаимодействие художественно-эстетических систем реа-лизма и постмодернизма в раннем творчестве Т. Н. Толстой: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Пятигорск, 2017. 28 с. Текст: непосредственный.

5. Мачавариани Н. В. Мифопоэтика ранних рассказов Т. Н. Толстой // Вопросы рус-ской литературы. 2016. № 1–3(35–94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mifopoetika-rannih-rasskazov-t-n-tolstoy (дата обращения: 20.03.2023). Текст: электронный.

6. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. Москва, 2001. 169 с. Текст: непосредственный.

7. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 томах / главный редактор С. А. Токарев. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1997. Т. 2. 719 с. Текст: непосредственный.

8. Некрасова Е. Сестромам // Знамя. 2015. № 1. URL: https://magazines.gorky.me-dia/znamia/2015/1/sestromam.html (дата обращения: 20.03.2023). Текст: электронный.

9. Нефагина Г. Л. Русская проза конца ХХ века. Москва: Флинта: Наука, 2003. 320 с. Текст: непосредственный.

10. Полная энциклопедия символов / составитель В. М. Рошаль. Москва: Изд-во АСТ; Санкт-Петербург: Сова, 2006. 515 с. Текст: непосредственный.

11. Скаковская Л. Н. Фольклорная парадигма русской прозы последней трети ХХ века: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Тамбов, 2004. 43 с. Текст: непосредственный.

12. Толстая Т. Свидание с птицей // Толстая Т. Н. Ночь: рассказы. Москва: Подкова, 2001. С. 86–106. Текст: непосредственный.