Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Филология

Библиографическое описание:
Сагатаева Е. П.
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ДЕТСКИХ РАССКАЗАХ И. П. ТОПОЕВА // Вестник БГУ. Филология. - 2024. №2. . - С. 65-72.
Заглавие:
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ДЕТСКИХ РАССКАЗАХ И. П. ТОПОЕВА
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2686-7095-2024-2-65-72УДК: 821.512.153.0-93
Аннотация:
Статья посвящена выявлению авторской позиции в рассказах для детей
хакасского детского писателя И. П. Топоева. Выявляются особенности структуры дет-
ских рассказов. Определяется авторская установка на диалог с адресатом — юным чи-
тателем — через сближение в определенных ситуациях позиций автора и героя. Автор-
ская позиция прослеживается в использовании субъективированного повествования, во
включении в повествовательную ткань произведения ритмико-интонационного строя
речи героя-ребенка, присущей ему лексики. Устанавливается важная роль диалога ге-
роев в структуре рассказов для детей. Выявляется художественное мастерство писа-
теля, имеющего опыт создания драматических произведений, в построении диалогов.
Авторская позиция И. Топоева формируется на основе глубокого понимания законо-
мерностей детской психологии, она прослеживается в сочетании детского взгляда на
мир с позицией взрослого и мудрого наставника. Здесь возникает особое юмористиче-
ское отношение автора к миру детства. Установка на назидание и воспитание реализу-
ется в композиционной структуре рассказов для детей, в создании ситуации нравствен-
ного выбора.
Ключевые слова:
авторская позиция, детская литература, диалогическое начало, субъективированное повествование, психологизм, назидательная установка
Список литературы:
1. Есин А. Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема // Вестник

Московского университета. Сер. 9. Филология. 1982. № 1. С. 17–24. Текст: непосредствен-

ный.

2. Карамашева В. А. Становление хакасской прозы: жанр, проблематика, характер.

Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 1996. 134 с. Текст: непосредственный.

3. Майнагашева Н. С. Современная хакасская драматургия: тенденции и перспективы

развития // Тувинская письменность и вопросы исследования письменностей и письмен-

ных памятников России и Центрально-Азиатского региона: материалы международной

научной конференции, посвященной 80-летию тувинской письменности (Кызыл, 1–4 июля

2010 г.) / ответственный редактор К. А. Бичелдей. Кызыл, 2010. Ч. 2. С. 51–54. Текст: непо-

средственный.

4. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / главный научный редактор

Н. Д. Тамарченко. Москва: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с. Текст: непосредствен-

ный.

5. Славова М. Т. О природе героя в беллетристике для детей // Проблемы детской ли-

тературы. Петрозаводск, 1992. С. 8–16. Текст: непосредственный.

6. Топоев И. П. Верные друзья. Пьесы и рассказы для детей среднего и старшего

школьного возраста. На хакасском языке. Абакан: Хакас. кн. изд-во, 2005. 68 с. Текст:

непосредственный.

7. Топоев И. П. Кӧйтiк Миргенек. рассказы, сказки для детей младшего школьного

возраста. Абакан: Хакасское отд-е Красноярского кн. изд-ва, 1991. 40 с. Текст: непосред-

ственный.

8. Хандарова О. В. Мотив взросления в повести «Убить время» Г. Башкуева // Вестник

Бурятского государственного университета. Филология. 2021. Вып. 2. С. 38–44. Текст:

непосредственный.

9. Челтыгмашева Л. В. Этнопоэтика в произведениях хакасской детской прозы конца

ХХ — начала ХХІ вв. // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2(69). С. 631–634.

Текст: непосредственный.

10. Челтыгмашева Л. В. Проблематика, жанровая специфика и поэтика рассказов для

детей И. Топоева // 55 лет Хакасскому научно-исследовательскому институту языка, лите-

ратуры и истории: материалы региональной научной конференции (Абакан, 18-–20 ноября

1999 г.) / ответственный редактор B. Н. Тугужекова. Абакан, 2001. С. 37–39. Текст: непо-

средственный.

11. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Москва: Академия, 2007.

326 с. Текст: непосредственный.